Национальная платежная система Китая была основана еще в 2002 году и всего за несколько лет приобрела статус международной. В 2010 году UnionPay заняла первое место в мире по количеству выпущенных пластиковых карт, а в 2015 году — стала лидером и по количеству операций, опередив платежную систему Visa.
Первым в Украине карты UPI начал выпускать Приватбанк. Недавно к нему присоединилось еще несколько украинских банков. Cейчас картами UnionPay можно расплачиваться в Китае, Украине и еще более 170 странах мира.
Алексей Шевцов, региональный представитель платежной системы в Украине, Армении и Молдове, рассказал в интервью «Минфину» о планах UnionPay на нашем рынке и какими продуктами уже сейчас могут пользоваться клиенты.
— Алексей, какие три самых ярких тренда можно было выделить на европейском, американском и азиатском рынках платежных услуг во время пандемии?
— Америка и Европа, в том числе и Украина, развиваются по классическому технологическому сценарию. Для европейского и американского рынков не характерно то, что сейчас с большим успехом используется в странах Юго-Восточной Азии, например в Китае.
Например, в Азии большим успехом пользуются QR-коды и альтернативные кошельки. На наших рынках мы больше уходим в бесконтактные способы оплаты, токенизацию, NFC-технологии и электронные кошельки. QR-технологии не так хорошо развиты в нашем регионе. Американский рынок достаточно консервативный.
В целом в платежной индустрии видим несколько трендов. Во-первых, увеличение доли электронной коммерции. Во-вторых, развитие бесконтактных платежей. В-третьих, взаимодействие платежных систем с финтех-компаниями.
Клиенты отвыкли от классического банкинга, отделений и лишних взаимодействий с банками. Они стараются минимизировать контакты и при этом повысить комфорт в получении банковских услуг.
Читайте также: Инга Андреева: Во время пандемии людям стало удобнее платить гаджетами
— Что сейчас характерно именно для Украины?
— Развитие украинского рынка идет по общемировым трендам. Это электронные кошельки, Apple Pay/Google Pay, токенизированные карты, платежные устройства, такие как перстни и браслеты, взаимодействие с чат-ботами, дополнительные технологии, как Tap-to-phone.
Также видим тенденцию роста объема эквайринговых операций. С начала 2020 года по текущий день месячные обороты по картам UPI в Украине в целом выросли в 13 раз. Рынок имеет хороший потенциал.
Читайте также: По количеству проведенных платежей и переводов лидируют карточные платежные системы — 84,7% всего объема транзакций
— Как планируете завоевывать украинский рынок? Почему так медленно движется процесс?
— Из-за пандемии бизнес-активность упала, сузились возможности в коммуникации и реализации тех или иных проектов. Для внедрения какого-то сервиса сейчас требуется гораздо больше времени, потому что периодически закрываются какие-то страны или города, люди, к сожалению, болеют. Все это отражается на нашей деятельности на украинском рынке.
Второй момент — я бы не сказал, что мы стремимся к завоеванию. Мне больше нравится такое понятие восточной философии, как мягкая экспансия. Завоевания подразумевает с кем-то войну, а мы — не об этом. Мы хотим сотрудничать, взаимодействовать, организовывать новые проекты. Может, потому и двигаемся медленно.
Читайте также: FinAwards 2021: «Минфин» и Finance.ua наградили лучшие финучреждения страны
— Uniоn Pay планировала за 2021−2022 гг выпустить в Украине 3 млн карт, нарастить объем транзакций до $500 млн в год, привлечь 15−20 участников банковской системы. Остались ли неизменными эти планы или вы откорректировали их в связи с коронавирусом?
— Безусловно, пандемия внесла коррективы, потому что у нас сильно задержались эмиссионные проекты.
Основная доля первой эмиссии должна была обеспечить потребности путешественников практически по всем туристическим направлениям и людей, которые имеют бизнес в Юго-Восточной Азии. Но объем путешествий сильно сократился во время пандемии, поэтому мы с партнерами скорректировали наши планы по выпуску карт.
Сейчас главная задача — провести базовую эмиссию — до 500 тыс. карт, чтобы заявить о себе. Люди должны познакомиться с продуктом и найти те преимущества, которые им будут полезны. Я думаю, что мы выйдем на ранее заявленные цифры по массовой эмиссии примерно в 2023—2024 гг.
Какие украинские банки принимают карты Union Pay? Кто присоединится в ближайшее время?
Сейчас основной наш партнер — Приватбанк. Также участниками платежной системы стали Укргазбанк, МТБ Банк, Окси Банк. Еще 2−3 банка работают, чтобы присоединиться в ближайшее время.
Мы ведем переговоры с рядом средних и крупных банков страны о вступлении в платежную систему. О результатах этих переговоров пока говорить не можем. Заявим, когда придем к чему-то с коллегами.
Читайте также: В кошельках украинцев накопилось много ненужных карт
— Сколько карт Union Pay выпустил Приватбанк?
— В связи с пандемией массовая эмиссия карт у нас задержалась. Изначально мы ориентировались на путешественников, бизнес с Китаем и заграничные переводы. Но этот сегмент серьезно просел. Сейчас мы работаем над «пилотной» эмиссией. Я бы не сказал, что она заслуживает внимания, потому что сводится к нескольким тысячам карт по всем эмитентам.
Приватбанк полностью прошел сертификацию по выпуску наших карт. На данный момент мы с коллегами активно внедряем дополнительные сервисы, такие как токенизация. Недавно закончили работать над сервисом для электронной коммерции. Сейчас наши коллеги внедряют 3D Secure 2.0: как на эмитентскую, так и на эквайринговую часть.
Мы предложили людям наши карты, но чтобы повысить к ним интерес, нам необходимо наполнить их, дать интересный продукт, показать его преимущества и только после этого переходить к массовому выпуску.
— Где сейчас можно расплачиваться картами Union Pay?
— Особенностей и нюансов никаких нет. Если мы говорим о локальном рынке, это сети наших партнеров и тех, кого мы подключим в этом году. Это — классический эквайринг. Также у нас состоялся запуск электронной коммерции с Приватбанком. И соответственно все торговцы, которые работают через Приватбанк, уже могут принимать наши карты к оплате в интернете.
Читайте также: Пользователи карт UnionPay могут оплачивать покупки онлайн на любом сайте
— Есть какие-то особенности оплаты в интернете картами вашей платежной системы?
— Наша платежная система придерживается общих стандартов на базе EMV. Мы поддерживаем и предлагаем продукты нашим партнерам на базе стандарта 3D Secure 2.0. Просто 3D Secure, который не является стандартом EMV, мы не поддерживаем.
Подход к выбору системы безопасности исторически связан с внедрением этого продукта нашей материнской компанией — China Union Pay в Китае. Сейчас у нас есть полностью реализованная и поддерживаемая технология 3D Secure 2.0, на базе которой мы предлагаем внедрять продукты нашим участникам.
Также у нас есть свои продукты, аналогичные первой версии 3D Secure, — это Secure Plus, Secure Pay и другие. Там используется дополнительный инструмент верификации со стороны платежной системы. Применяя наши технологии, клиент должен ввести пароль или другие данные на странице не банка, а платежной системы.
Если мы говорим о конечном продукте для потребителя, то это — безопасные верифицированные платежи по аналогии с первой версией 3D Secure. Но для нашего банка-партнера это выглядит несколько иначе технологически.
Читайте также: Во время локдауна украинцы в 1,5 раза чаще покупают онлайн
— Как чаще всего расплачиваются украинцы?
— Картина немного размыта. Мы видим больше половины транзакций по обналичиванию денег. Это в основном банкоматные транзакции. Остальное делят между собой POS-терминалы (операции в ритейле) и оплаты в интернете. Также мы ожидаем рост денежных переводов через наши системы.
Если мы говорим о картах Union Pay в мире, то сейчас развиваются технологии оплаты токенизированными картами, то есть благодаря бесконтактной карте, электронному кошельку или QR-коду.
Мир начинает отказываться от карт — и в ближайшие годы это произойдет. С каждым месяцем мы видим увеличение объема бесконтактных транзакций и рост электронной коммерции, которая становится все более интересной в нашей повседневной жизни.
— Какой сейчас лимит на бесконтактные оплаты без пин-кода? Будет ли он меняться в этом году?
— Мы поддерживаем средний лимит. Сейчас он у нас порядка $50. При повышении общих лимитов на рынке мы тоже будем поднимать планку.
Читайте также: Украинцы стали чаще покупать продукты и одежду онлайн — статистика Mastercard
— Когда планируете запустить оплату картами Union Pay с помощью Apple Pay и Google Pay?
— Уже идут проекты по реализации Apple Pay с нашими партнерами в Украине. Что касается Google Pay, на данный момент мы не можем предложить поддержку технологии. Зато предлагаем альтернативные варианты использования кошельков, как Samsung Pay, Huawei Pay, Xiaomi Pay
На данный момент нет интеграции с Google. Но коллеги ведут работу над тем, чтобы приблизить этот момент. Все смартфоны на программном обеспечении как iOS, так и Android, мы можем обеспечить бесконтактными продуктами за счет разных вариантов. Какого-то дискомфорта клиенты не почувствуют.
Наша карта даже эксклюзивна в том, например, что может быть токенизирована в смартфонах Huawei через Huawei Pay, без применения сторонних кошельков и разработок.
— Какие еще технологии сейчас в разработке?
— Со всеми украинскими банками наш разговор начинается с токенизации карт в тех или иных устройствах. Также сейчас мы внедряем QR-технологии на базе стандартов EMV и активно работаем над трансграничными и локальными переводами.
Мы делаем ставку на развитие украинских финтехов и прорабатываем с ними ряд проектов. Хотим пройти интеграцию и обеспечить поддержку карт Union Pay в мобильных приложениях необанков.
Сначала нужно достичь договоренностей. На это может уйти от 2−3 месяцев до более полугода. Еще несколько месяцев занимает оформление всех документов и улаживание внутренних процедур с обеих сторон. Далее технологическое внедрение и непосредственно предложение пилота некоему ограниченному количеству клиентов.
Мы ожидаем, что те проекты и технологии, над которыми мы работаем, появятся уже в 2022 году. Что-то может появиться еще в 2021-м. Но за эти два года на рынке мы хотим максимально насытить наш продукт и предложить украинцам минимально необходимый набор технологий.
— Чем отличается оформление и обслуживание вашей карты от других платежных систем?
— Ничем не будет отличаться, если не брать во внимание использование карты в Китае или электронную коммерцию. Стоимость, безусловно, зависит от тарифов банков. И мы делаем все возможное, чтобы эти тарифы были интересными.
Со своей стороны предлагаем практически минимальный тариф, который может поддержать бизнес, маркетинг
Читайте также: Александр Карпов: Если сами отдали мошеннику реквизиты карты, деньги никто не вернет
— В Украине продолжается война по поводу карточных комиссий. Речь идет о снижении комиссии интерчейндж, которую банки платят друг другу при расчетах клиентов в торговых сетях. Каково ваше мнение, нужно ли в этот вопрос вмешиваться государству?
— Мы готовы выполнять любые регуляторные требования законодательства той страны, где ведем бизнес.
С другой стороны, не считаем это плюсом, если посмотреть на развитие рынка и возможные последствия ограничительных мер по интерчейндж. Это, по сути, регулирование заработка банков, которые вкладывают немалые средства, а также временные и человеческие ресурсы в развитие платежной инфраструктуры.
Доход от интерчендж идет на маркетинговые программы для клиентов — кешбеки, розыгрыши, акции
Если сервисы банков действительно стоят этих денег, то нельзя брать меньшие комиссии, потому что-либо снизится качество сервиса, либо уровень платежной культуры в целом. Это показал опыт разных стран, где применялись подобные меры.
— Какой будет политика относительно комиссий вашей платежной системы?
— Наши комиссии будут конкурентными и обоснованными. Они не будут высокими, но и не будут копеечными, потому что любой сервис должен стоить каких-то денег.
Мы уже сейчас применяем наш локальный прайсинг на территории Украины. То есть наши банки-участники платят комиссию за совершение транзакций по ценам, которые применимы для украинского рынка. И они сильно отличаются от мирового прайсинга.
— Международные платежные системы зарабатывают на каждой операции до 0,15% от суммы платежа. По вашему мнению, это много или мало?
— 0,15% от каждой транзакции по карте — это не низкий показатель.
Читайте также: Как изменятся карточные комиссии и что выиграют клиенты
— Слышала о преимуществах использования карт Union Pay за границей. В чем именно они состоят?
— Бонусы доступны в разных сферах — аэропорты, duty free, скидки, специальные предложения в отелях, ресторанах, магазинах
Опять-таки нужно смотреть, когда путешествия вернутся к докарантинным объемам. Ранее в Европе и на Ближнем Востоке мы запускали такие акции, как фестивали. Например, фестиваль в Дубаи, где множество торговых центров, магазинов и бутиков, предлагали скидки на товар иногда до 50% при оплате нашими картами.
Также используем бонусы по нашей карте именно в Юго-Восточной Азии, поскольку это самый комфортный для нас регион. К примеру, в Китае покрытие и процент приема наших карт гораздо выше, чем других платежных систем. Там расплачиваться нашей картой удобнее и дешевле, ведь зачастую китайские банки взимают дополнительные комиссии только при использовании карт других платежных систем.
Читайте также: Летний отдых-2021: куда поехать и сколько придется заплатить
— Возможна ли уже оплата товара картой Union Pay на сайтах компаний AliExpress и Amazon?
— Большинство глобальных торговцев уже доступны. Можно расплачиваться нашей картой на Amazon, iTunes, Uber, PayPal
На данный момент AliExpress пока не поддерживает карту Union Pay. Но работы ведутся, в ближайшее время мы предложим оплату нашими картами на ресурсах AliExpress и Alibaba.
— Недавно Mastercard и американская биржа криптовалют Gemini заявили о планах выпустить кредитную карту с кешбеком в криптовалюте. Visa также планировала выпустить кредитку, которая позволит расплачиваться деньгами, а получать кешбек биткоинами. Не планируете ли вы подобных «криптопроектов»?
— Как вы знаете, в Китае уже есть серьезные планы по запуску государственной электронной валюты — цифрового юаня. На данный момент мы не предлагаем рынку подобного рода решений, особенно в нашем регионе. Но наша компания тоже двигается в этом направлении.
Читайте также: Сможет ли цифровая валюта уничтожить банки
— Чего хотите достичь на украинском рынке в ближайшие пять лет?
— Расскажу на примере Казахстана, откуда начинались все активности по нашему региону. Нам потребовалось 6 лет, чтобы привлечь к сотрудничеству эмитентов, внедрить технологию токенизации и обеспечить 100%-ное принятие наших карт на территории страны и необходимую для дальнейшего развития долю на рынке — около 7%.
Приблизительно такой же сценарий мы хотели бы видеть в Украине. За ближайшие 5 лет нужно получить базу, которая позволит нам плотно работать на рынке и выйти на уровень с другими платежными системами по принятию карт и наполнению сервисов.
По аналогии запуска нашего бизнеса в Казахстане, мы хотим достичь порядка 7% доли рынка по эмиссии карт, 100%-ое принятие наших карт и запустить все те технологии, в которых видим будущее.
Будем работать в эквайринговом и эмиссионном направлении, реализации новых решений и продуктов, усилении наших позиций на рынке. Я думаю, в течение 5 лет мы придем к тем показателям, которые изначально планировали. Пусть даже результат немного сместится во времени из-за пандемии.