Почему взлетели продажи новых авто
Динамика продаж новых авто в марте приятно удивила продавцов. Ведь в первые два месяца года, наоборот, наблюдался спад продаж. Но в марте они выросли на рекордные 45%.
По словам представителя компании Nissan Украина Владимира Иванова, продажи их бренда в марте выросли более чем на 44%, по сравнению с февралем.
«У некоторых дилеров прирост продаж еще выше — в два раза. Это позволило нивелировать спад рынка, который наблюдался в январе и феврале этого года. В итоге, за первый квартал сегмент новых авто вышел в плюс на 5,2%», — рассказал нам глава Autoconsulting Олег Омельницкий.
На первый взгляд, такой ажиотаж на фоне общей экономической и политической ситуации выглядит странно. Но у экспертов нашлось пояснение происходящему.
Во-первых, по словам Олега Омельницкого, с началом весны традиционно стартует «высокий сезон», и спрос начинает оживать. В этом году эту тенденцию усилили «мертвые» январь и февраль — на рынке сформировался отложенный спрос, а те, кто планировал покупку авто, но откладывал ее, в прошлом месяце все же решились на приобретение.
«Дополнительным стимулом для многих стал локдаун и недоступность транспорта. Те, кто собирался, к примеру, купить в семью вторую машину, поспешили в салоны», — добавил Омельницкий.
Во-вторых, в марте были отдельные «окна» валютных колебаний. Поэтому те, у кого были в запасе доллары, могли выгодно их сдать и купить авто в гривневой цене дешевле, ведь салоны не меняют прайсы на волне краткосрочных колебаний курса.
В-третьих, увеличился выбор автомобилей. Те модели, которые покупатели присмотрели еще в прошлые месяцы, но которых не было в наличии, в марте наконец попали в розницу. А поскольку статистика фиксирует именно авторегистрации, цифры увеличились за счет уже давно выбранных авто (люди их забронировали и даже внесли предоплату).
Владимир Иванов поясняет бум продаж несколькими факторами: наличие выбора авто в сети, привлекательные цены и улучшенные условия кредитования по программе Nissan Finance (ставка 0,01% годовых).
На рекордные продажи смогли выйти, в первую очередь, именно компании, которые предлагают различные кредитные программы. «Кредиты — это однозначно драйвер роста рынка. Некоторые дилеры и импортеры компенсируют покупателям часть ставки по банковским кредитам, в итоге авто можно купить под реальную ставку в 7% годовых», — отмечает Омельницкий.
В компании Renault Украина рассказали, что давно ориентируются на кредитные продажи и активно работают над улучшением условий кредитования. Таким образом, до 50% всех продаваемых физлицам машин реализуются в кредит.
«У нас действует программа Renault Бонус со ставкой 11,9% в гривне, но при этом клиент получает скидку от 30 000 до 90 000 гривен, в зависимости от модели или выбранного пакетного предложения. Пакетное предложение Renault Бонус+ включает сервисный контракт на 3 или 5 ТО, а скидка на автомобиль растет в зависимости от приобретаемого пакета. Так, максимальная скидка предоставляется на Renault Бонус+, включающая 5 ТО. На примере модели Sandero стоимость ТО, включенного в ежемесячный платеж, равняется 1 гривне в день», — говорят в пресс-службе Renault Украина.
Элитные авто раскупают еще быстрей
Рынок новых авто во многом двигают украинцы, доходы которых за время пандемии не только не уменьшились, но даже увеличились. Эту тенденцию подкрепляет статистика продаж дорогих автомобилей.
Скажем, продажи Mercedes в марте выросли почти на 82%, Land Rover реализовали на 86,6% больше, чем в феврале. Прирост по BMW — 41,1%, по Audi — 41,6%. «Середнячок», по европейским меркам, Volkswagen, который у нас относится, скорее, к ценовой категории «средний плюс», а многие модели конкурируют по ценнику с элитными иномарками, в марте прирос в продажах на 79,3%.
Дилеры рассказывают, что частыми гостями в салонах в прошлом месяце были чиновники, бизнесмены, зарабатывающие на рынке лекарств и медицинских услуг, а также «дорожники». Обновляли авто также менеджеры среднего и высшего звена фармацевтических, строительных, медицинских компаний, продуктового ритейла, аграрных предприятий. По словам Омельницкого, недорогие малолитражки активно покупали корпоративные клиенты — под разного рода развозки.
В то же время в разы уменьшилось количество мелких предпринимателей — бизнес многих сейчас в упадке, на рынке — полная неопределенность. Так что представители мелкого бизнеса решили отложить вопрос обновления авто до лучших времен.
Ищут кроссоверы и недорогие авто
Что ищут украинцы в автосалонах? «Общая тенденция — укрепление и даже небольшой рост сегмента кроссоверов (SUV) — на них пришлось более 70% продаж. То есть, запрос рынка сейчас очевиден — авто с повышенной проходимостью», — говорят в Renault Украина.
О таких же предпочтениях покупателей рассказывает и Владимир Иванов. «Чаще всего выбирают именно кроссоверы», — говорит он.
«Кроссоверы — это однозначный тренд рынка. На их долю приходится уже 73−75% продаж», — добавил Омельницкий.
По его данным, на первом месте в топ-списке мартовских автопродаж оказался бренд Renault. Улучшил свои позиции Volkswagen. За счет роста продаж почти на 80%, он смог войти в топ-5 самых популярных авто марта. Впервые после долгого перерыва попал в десятку наиболее продаваемых новых авто китайский Chery.
Понятно, что «китайцев» двигает, в первую очередь, цена. Увеличение спроса на бюджетные авто подтверждает также статистика по другим маркам эконом-сегмента. Так, продажи ВАЗов в марте взлетели на 105,4%, а Ravon — на 105,6%.
Читайте также: Евробляхеры обвалят цены на б/у авто
По премиальному сегменту наблюдалась жесткая борьба брендов. Так, продажи Lexus, несмотря на бум на рынке, в марте просели на 20%, а его долю рынка забрал Land Rover.
Бестселлером на рынке новых авто за первый квартал 2021 года стал автомобиль Toyota RAV-4. За три месяца первую регистрацию получило 1478 авто этой модели, — отмечают в «Укравтопроме». Также в пятерку вошли Renault Duster (1269 шт.), KIA Sportage (1182 шт.), Nissan Qashqai (653 шт.) и Renault Sandero (639 шт.).
Заказывают из США и активно перепродают
Но еще активнее, чем автосалоны, украинцы атаковали рынки подержанных машин.
По данным «Укравтопрома», в марте б/у авто было продано почти вчетверо больше, чем новых — 34,8 тысяч. И это только по авто, которые впервые прошли украинскую регистрацию, то есть, речь идет о поставках подержанных иномарок из-за границы. Этот сегмент за год вырос на рекордные 87%, а за месяц (по сравнению с февралем 2021 года) — на 27%.
Это поясняется как расширением предложения (увеличилось число компаний, которые предлагают авто из США, Каналы, Кореи, Германии и т. д), так и стабилизацией поставок.
В карантин многие «гонщики», которые ранее доставляли иномарки из Европы, оказались отрезанными от своего бизнеса. Но постепенно появились новые схемы, в том числе, и доставка автомобилей на эвакуаторах. Такую доставку массово обеспечивают сейчас водители из западных регионов страны, имеющие разрешения на работу в ЕС.
Стоит такая услуга порядка 500−600 евро. Но на стоимости авто этот дополнительный платеж практически не сказался. Из-за повышенного предложения продавцы просто не могут взвинтить ценники, поэтому делятся с «доставщиками» своей прибылью.
По данным Института исследования авторынка, в марте также заметно выросли перепродажи авто на внутреннем рынке — всего их было больше 85,8 тысяч, тогда как, к примеру, в феврале — 70,3 тысячи.
То есть, украинцы активно меняют авто. В итоге, по данным «Укравтопрома», рынок подержанных автомобилей занимает уже почти 80% всего рынка
Предпочтения покупателей подержанных автомобилей из-за границы выглядят так:
- Volkswagen (5,7 тыс. авто),
- Ford (3,2 тыс.),
- Renault (2,9 тыс.),
- Skoda (2,8 тыс.),
- Hyundai (2,4 тыс.).
А вот по электромобилям на первое место неожиданно вырвался Chevrolet Bolt — 387 регистраций за первый квартал этого года.
Будет ли «распродажа» авто
В компаниях ожидания по карантинному апрелю пока не озвучивают. «Комментировать преждевременно. Давайте дождёмся итогов месяца», — говорит Владимир Иванов.
Вместе в тем, эксперты говорят о нескольких драйверах роста, которые помогут рынку новых авто и дальше держаться в плюсе. Это, во-первых, ожидаемое снижение кредитных ставок банками, во-вторых, обновление корпоративных парков авто, в — третьих, открытие рынка земли летом этого года.
Многие украинцы, которые продадут свои паи, наверняка, пустят часть денег на «роскошь» и будут выбирать авто. Также ситуация на рынке будет зависеть от поставок авто — много ли будет новинок и вовремя ли они к нам доедут.
По словам Олега Омельницкого, в апреле в количественном выражении стоит ожидать мартовских показателей или чуть меньше (то есть, порядка 9 тысяч авто). Но вот в процентах может быть очередной рекорд из-за низкой сравнительной базы. В апреле прошлого года сервисные центры МВД практически не работали, так что регистраций авто было очень мало.
По б/у сегменту интриг также хватает. Главная — подпишет ли президент закон о льготной растаможке авто на европейских номерах. Вчера Верховная Рада на внеочередном пленарном заседании приняла закон, которым устанавливается льготная ставка для растаможивания евроблях.
Читайте также: Схема с евробляхами закрыта: как теперь сэкономить на ввозе авто
В случае вступления в силу документ позволит узаконить огромное количество евроблях (их до 500 тысяч). Естественно, часть машин поступит на вторичный рынок перепродаж. А так как куплены в свое время они были дешево, а растаможка будет недорогой (до тысячи евро), владельцы смогут продавать их намного дешевле, чем другие водители, которые в свое время платили за растаможку по полной.
Разница в ценниках может составить на отдельные модели по несколько тысяч долларов. Это в целом приведет к снижению цен на подержанные иномарки. Многие водители, которые уже присматривают б/у авто, специально взяли паузу, и ждут определенности с законом, рассчитывая, что цены упадут и им удастся сэкономить. Будет ли в Украине большая автомобильная распродажа — станет понятно уже в ближайшее время.