По его словам, повышение НБУ учетной ставки сразу на 1.0 п. п — до 7,5% вызвано ускорением инфляции, существенно большим, чем закладывалось ранее. Фактические темпы роста цен на отдельные продукты, например масло, яйца, сахар, гречка и другие, заставили регулятора пересмотреть свой прогноз в худшую сторону.

Но, как отметил эксперт, кроме высоких цен в магазинах, ускорение инфляции несет и другое негативное влияние.

«Мы будем наблюдать рост ставок в банковской системе, пусть и с некоторой задержкой. А это так же делает дороже планы по внедрению программ дешевой ипотеки», — отметил Михаил Демкив.

Прогнозы по инфляции

Нацбанк пересмотрел прогноз инфляции с 7% до 8% в 2021 году, но ожидает ее возвращения к цели 5% в первом полугодии 2022 и дальнейшую стабилизацию на этом уровне.

Пик инфляционного всплеска, по прогнозам НБУ, придется на III квартал 2021 года.

«Впрочем, поступление на рынки нового урожая, исчерпание эффекта от низкой базы сравнения для отдельных товаров, а также повышение учетной ставки Нацбанком постепенно развернут инфляционную динамику. Осенью инфляция начнет снижаться и вернется в целевой диапазон 5% ± 1 в. п. в первом полугодии 2022 года, где и будет оставаться в дальнейшем», — отметили в НБУ.

Читайте также: Почему инфляция набирает обороты и как отреагирует НБУ

Напомним

В марте потребительские цены выросли на 1,7% относительно предыдущего месяца, а годовая инфляция ускорилась до 8,5% (по сравнению с 7,5% в феврале) и еще больше отдалилась от 5% цели НБУ .

Полученный результат превысил оценки подавляющего большинства экспертов (консенсус Reuters — 8,0%, оценка ICU — 8,2%). В то же время ускорение базовой годовой инфляции до 5,9% (с 5,6% в феврале) было даже несколько ниже наших ожиданий.

Читайте также: Инфляция в марте ускорилась. Как изменились цены на продукты

По-прежнему, основной вклад в ускорение инфляции обеспечивают топливо (12%), хлеб (15%), подсолнечное масло (49%), сахар (65%) и яйца (109%), отражая низкие урожаи прошлого года и соответствующие тенденции на мировых рынках.

Также усиливается эффект переноса на цены других продовольственных товаров: кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, молочной продукции и др.