Итак, какими требованиями руководствуется Национальный банк, проверяя источники происхождения средств владельцев небанковских финучреждений.
Человек, который «предусмотрел» пандемию коронавируса
Недавно одним из заявителей о выдаче лицензии на перевод средств оказался бизнесмен, «предсказавший» мировую пандемию коронавируса еще осенью 2019 года. Этот человек для формирования уставного капитала финучреждения предоставил Национальному банку информацию о полученном летом 2020 доходе в размере 5 млн грн от продажи антисептиков, масок и медицинских перчаток.
На вопрос Национального банка об обстоятельствах приобретения этих товаров он сообщил, что закупил медицинские средства для противодействия распространению вируса в 3−4 кварталах 2019 года. Напомним, что первый случай коронавируса в мире был зафиксирован лишь 17 ноября 2019 года в Китае, а в Украине — 3 марта 2020 года. Поэтому специалисты департамента лицензирования НБУ стали невольными свидетелями ситуации, когда человек «предусмотрел» пандемию коронавируса и закупил необходимые товары еще до ее появления. Понятно, что подтверждение доходов заявителя оказалось недостаточно убедительным для выдачи лицензии.
Читайте также: НБУ рекомендует всем подавать документы в электронной форме
Ошибочное зачисление средств на счет
Еще одна типичная схема, согласно которой заявители пытаются «подтвердить» средства номинальных владельцев, выглядит следующим образом. На счет физического или юридического лица в течение короткого промежутка времени зачисляются средства в необычно большом размере (внесение наличных, оплата услуг, получение денег в подарок, получение возвратной финансовой помощи
Именно на такую ситуацию наткнулись специалисты Национального банка, когда два «владельцы» существенного участия в финансовой компании в один день получили средства от определенной компании, которые на следующий день были возвращены как «ложный перевод». Этот случай поразил сотрудников НБУ своей дерзостью: если обычно номинальные «владельцы» хотя бы пытаются создать правдоподобные юридические конструкции, здесь они предоставили откровенно недостоверную информацию. Ведь совершенно очевидно, что заявленные «владельцы» не могли не знать о том, что ошибочно зачисленные средства им не принадлежат.
Читайте также: Нацбанк посчитал нарушителей обязательных нормативов среди небанков
Почему Национальный банк проверяет источники происхождения средств
Это один из элементов надзора за деятельностью небанковских финучреждений. Национальный банк заботится о том, чтобы структуры собственности на небанковском рынке были прозрачными, владельцы учреждений имели безупречную деловую репутацию и возможность финансово поддержать учреждение в случае необходимости.
Также это позволяет предотвратить ситуации, когда нарушается законодательство о финансовом мониторинге, а полученные незаконным путем средства пытаются легализировать через приобретение актива в финансовом секторе.
Какие общие требования к источникам происхождения средств
Требования к источникам происхождения средств зависят от типа лицензии и цели обращения в НБУ (создание новой компании или покупка доли в действующей). Перечень документов, которые необходимо подать в НБУ, зависит от вида доходов, предоставляемых для подтверждения финансового состояния. Также он определяется с учетом всех обстоятельств и условий конкретной ситуации.
Всего для проверки источников происхождения средств предоставляются подтверждающие документы или информация из публичных источников. Это должны быть сведения, позволяющие сделать обоснованный вывод о наличии достаточных финансовых возможностей у владельцев небанковского учреждения для создания или покупки финансовой компании.
Читайте также: Кредитным союзам прописали новые правила: что изменится
Если у Национального банка возникнет аргументированное сомнение относительно соглашений, операций и событий, регулятор имеет право требовать представления дополнительных документов и информации для принятия положительного или отрицательного решения. Речь идет о случаях, когда Национальный банк видит признаки фиктивности сделки либо соглашение экономически нецелесообразно
Сейчас Национальный банк руководствуется различными нормативно-правовыми актами при осуществлении тех или иных лицензионных действий по небанковским финансовым учреждениям. Например, могут «работать» документы, утвержденные еще Нацкомфинуслуг. Однако Национальный банк Украины на сегодня ведет разработку собственных нормативно-правовых актов, которые позволят унифицировать требования к небанковскому финансовому рынку.
Хотите знать о финансах и инвестициях больше? Следите за эксклюзивными материалами «Минфина» в телеграм-канале.