Народный депутат Украины, член
Об эффективном декларировании
Бизнес-сообщество долго ждало эту инициативу со стороны президента. За последние два года произошло много профессиональных дискуссий по поводу того, как лучше организовать процесс добровольного декларирования активов, чтобы он был эффективным для бюджета и действительно стимулирующим для бизнеса.
И чтобы по этой процедуре были уплачены налоги с выведенных из Украины средств. Ибо, по разным оценкам, за границу выведено не менее $120 млрд, а то и под $200 млрд. В то же время на «внутреннем рынке», так сказать, объемы скрытых средств — в несколько раз меньше.
Поэтому основной расчет был на эффективное декларирование зарубежных активов, от которого в бюджет могло бы быть привлечено примерно до $10 млрд сборов. Потому расчетные поступления в бюджет от «внутреннего» декларирования — существенно меньше.
Однако, по моему мнению, инициативы президента, в частности, базовый проект № 5153, четко ориентированные на получение контроля над незадекларированным состоянием, которое находится в основном в пределах страны.
Даже в пояснительной записке к проекту анализируется количество неформально занятого населения, работающего на внутреннем рынке. Поэтому направленность инициатив на контроль «внутренних» незадекларированных средств, то есть фактически на состояние остатков среднего класса, — не сработает.
Читайте также: Налоговая амнистия: сдаваться или нет
-
Дискриминационные ставки сборов
Ставка сбора в 9% для иностранных активов, наряду со ставкой в 5% для декларирования «внутриукраинских» активов, создает дискриминацию объекта налогообложения, в зависимости от географии расположения актива.
Напомню, что у декларантов сейчас есть возможности использования законных и менее дорогих способов легализации дохода: двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, некоторые виды пассивных доходов внутри страны (и то, и другое обычно — под 5%).
Например, доходы физического лица от инвестиций в ОВГЗ сегодня вообще не облагаются.
-
Запрет легализации наличных
Не сработает также запрет легализации налички, то есть требование всю наличность в гривне или другой валюте положить в банк или «обратить» в разрешенный для легализации актив.
Это вопрос принципиальный. Это вопрос доверия к банковской системе. Я напомню, что во время «банкопада» граждане вывели из банков не менее $10 млрд. И они уже не вернулись в банки, а пошли в более надежные, по мнению граждан, сектора или «под матрасы».
Тем более, что согласно законодательству по борьбе с грязными деньгами, процедура проверки крупных сумм наличных, которые вносятся на банковские счета, — очень сложная. И гражданам проще не участвовать в таких инициативах.
Читайте также: С каких авто необходимо платить налог на роскошь в 2021 году
-
Низкий порог стоимости активов и непрозрачный список активов
Не сработает также чрезвычайно низкий порог стоимости активов, которые не требуют легализации. В проект это до 400 тыс. грн, или около $15 тыс.
Низкое пороговое значение приведет к резкому увеличению количества как декларантов, так и объектов декларирования. Ведь почти любая квартира в городе-миллионнике стоит больше.
Что даже при умеренном ажиотаже приведет к физической невозможности со стороны контролирующего органа нормально их проверить и «проадминистрировать».
Также является непрозрачным список активов, которые не нуждаются в легализации, или легализованных автоматически без уплаты налога.
Например, в проекте есть опция безналоговой легализации одной квартиры (до 120 кв. м.) или одного дома (до 240 кв. м.) без привязки к их стоимости. Но ни для кого не секрет, что некоторые квартиры и дома могут стоить минимум полмиллиона-миллион долларов.
Что на фоне общего необлагаемого налогом порога в 400 тыс. грн имеет признаки нормативной лазейки для тех, кто уклоняется от уплаты налогов.
Аналогичную возможность уклонения предоставляет норма о безналоговой легализации авто стоимостью до 2,25 млн грн (375 МЗП) или объемом двигателя до 3 тыс. куб. см без привязки к его рыночной стоимости.
В то же время, проект предлагает с первой гривны стоимости обложить налогом легализацию самолетов и вертолетов, яхт и катеров. Непонятно, почему так?
Читайте также: Налоги с инвестактивов: сколько платим с купли-продажи акций и дивидендов
-
Отсутствие реальных гарантий для декларантов
В проекте отсутствуют четкие государственные гарантии как сохранение репутации, так и безопасности для потенциальных участников декларирования из-за возможных утечек информации.
Проект содержит лишь рамочные гарантии, а почти любая ошибка в декларации приводит к доначислению налога по ставке 18% и потери иммунитета от проверок и расследований.
-
Нереально маленькие сроки проверок
В проекте предлагаются нереально маленькие сроки проверки деклараций. На камеральную проверку специальных деклараций в налоговый орган отводится только 20 дней.
Для понимания: скорость ответов для проверки достоверности отчетности участников амнистии на международные запросы ГНС составляет несколько месяцев, а запросов к некоторым юрисдикциям (Кипр, Нидерланды, США, Германия) будет очень много.
Необходимо также понимать, что на эффективность президентской акции существенно повлияет отсутствие справедливой системы государственного контроля. Контролирующие органы не реформируются, они коррумпированы, а суды практически не обеспечивают защиту прав и свобод граждан.
Еще раз подчеркиваю: критически важно, чтобы налоговая амнистия стала механизмом возврата миллиардов долларов капиталов, вытекших из Украины, а не очередной авантюрой для сбора налогов с экономически активных украинцев.
Поскольку мой законопроект № 2128 о добровольном декларировании и налогообложении состояния, зарегистрированный еще в сентябре 2019 года, до сих пор не рассматривался и не вносился на повестку дня работы ВР, я усовершенствую его с учетом новых инициатив главы государства и в кратчайшие сроки подам проект в Раду как альтернативный президентскому.