Как и почему возник обмен налоговой информацией

Вопрос налогообложения прибыли является одним из главных для международного сообщества и мотивирует к поиску эффективных решений по борьбе с уклонением от налогообложения и размыванием налоговой базы.

В условиях мировой экономической интеграции и конкурентных предложений от ряда юрисдикций минимизировать налоговую нагрузку для физических и для юридических лиц создается достаточно напряженная ситуация, в которой многие страны становятся более чувствительными к вопросам «налоговой справедливости».

Односторонние попытки стран защитить свои налоговые базы, с одной стороны создавали излишнее административное бремя для бизнеса, а с другой — стимулировали другие страны создавать новые возможности уклонения от налогообложения.

Именно поэтому государства стали заключать двусторонние соглашения c конкретными условиями и объединять усилия, используя опыт таких международных структур как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одним из инструментов сотрудничества государств и их налоговых органов стал обмен налоговой информацией, который обретал разные формы и на данный момент преобразовался в общий стандарт автоматического обмена информацией — Common Reporting Standards (CRS), прийти к которому хотят многие страны.

Читайте также: Кто будет третьим лишним в треугольнике «ЕС — Китай — США»

Как регулируется обмен налоговой информацией

Чтобы понять, как глобальные налоговые процессы влияют и будут влиять на выработку Украиной национальных «налоговых решений», важно разобраться в истории таких процессов и в правовых механизмах обмена налоговой информацией.

Международное регулирование обмена налоговой информацией начало развиваться задолго до имплементации государствами-участниками стандарта CRS. Поскольку такой обмен изначально осуществлялся только по принципу взаимности, основанием для него выступали многосторонние и двусторонние соглашения, которые можно классифицировать следующим образом.

1. Двусторонние соглашения:

  • договоры об избежании двойного налогообложения (Double Tax Treaty);
  • договоры об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement);
  • договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства;
  • договоры о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

2. Многосторонние соглашения по вопросам обмена налоговой информацией.

При этом, если в договорах об избежании двойного налогообложения нормы об обмене налоговой информацией являются только частью предмета договора, то соглашения об обмене налоговой информацией полностью посвящены такому инструменту сотрудничества как обмен сведениями о налогоплательщиках и их транзакциях между государствами.

Что касается многосторонних соглашений, в первую очередь стоит обратить внимание на Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым спорам (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, MCMAA) 1998 года. Изначально она не пользовалась популярностью, так как государства самостоятельно заключали двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией и взаимной административной помощи, в том числе с офшорными юрисдикциями.

Позже мировое сообщество все-таки осознало, что отдельные соглашения между государствами не способствуют улучшению показателей по выявлению доходов в желаемых объёмах, и внимание было сосредоточено на использовании именно многостороннего соглашения между странами.

В итоге свое развитие получила статья 6 Конвенции, предусматривающая автоматический обмен налоговой информацией. В 2014 году на основе этой нормы ОЭСР разработала стандарт CRS, который является всеобъемлющим относительно лиц и государств и предполагает оперативный, а порой моментальный автоматический обмен информацией, которая будет доступна в единой базе данных по любому подотчетному лицу.

По состоянию на 31 декабря 2020 года, к Стандарту присоединились 110 юрисдикций.

Украина как член Секретариата Глобального форума по прозрачности и обмену налоговой информацией, а также как государство, которое присоединилось к Конвенции в 2004 году (документ ратифицирован ВРУ и вступил в силу в 2009 году), получила возможность осуществлять взаимное налоговое сотрудничество не только с ключевыми юрисдикциями, присоединившимися к Конвенции, но и с офшорными территориями.

Например, недавно Великобритания, Нидерланды и Дания распространили действие Конвенции на ряд своих территорий, обмен информацией с которыми ранее был невозможен. В этот перечень вошли в том числе Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Гибралтар и остров Мэн.

Можно сделать вывод, что у Украины всегда было достаточно оснований получать информацию точечно в отношении отдельного физического или юридического лица. И даже если Украина пока не осуществляет обмен информацией в автоматическом режиме по стандарту CRS, другие юрисдикции готовы предоставлять нам такую информацию на паритетной основе по упомянутым выше двусторонним договорам о налоговом сотрудничестве или на основании Конвенции.

Читайте также: Что значит «ковидная» инфляция для Украины

Что предусматривает стандарт автоматического обмена налоговой информацией

CRS обязывает банки, другие финансовые учреждения (кредитные союзы, микрофинансовые организации, инвестиционные структуры, некоторые виды страховых компаний, брокеров, депозитариев ценных бумаг) передавать налоговым органам следующую информацию:

  • о счетах физических лиц стран-участниц, если владелец счета является налоговым резидентом юрисдикции, с которой осуществляется автоматический обмен информацией — так называемые подотчетные лица (Reportable Person);
  • о счетах компаний, фондов, трастов в случае, если компания контролируется одним или несколькими подотчетными лицами либо оперирует доходами из пассивных источников (роялти, дивиденды, проценты) или контролируется так называемой пассивной нефинансовой структурой (Passive Non-Financial Entity).

По каждому «подотчетному счету» собирается и передается следующая информация.

  1. В отношении физического лица: подробности о владельце счета (полное имя, адрес проживания, юрисдикция налоговой резидентности, налоговый номер, дата и место рождения), номер и валюта счета, поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода, подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.
  2. В отношении юридического лица: название компании, адрес налоговой резидентности, налоговый номер, а также финансовая информация (номер и валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от коммерческой деятельности, подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет), данные о контролирующем лице компании (полное имя, адрес проживания, юрисдикция налоговой резидентности, налоговый номер, дата и место рождения), а также его счете, в случае, если более 50% дохода компании составляет пассивный доход.

При этом в указанный перечень не включаются сведения об источнике происхождения денежных средств, однако их можно получить по дополнительному запросу.

Кроме этого, каждая юрисдикция вправе предоставить банку возможность не проводить процедуры due diligence в отношении счетов клиентов с агрегированным балансом менее 250 тыс. долларов США на конец года.

Важно понимать, что главным индикатором для обмена налоговой информацией является именно резидентность подотчетного лица, а не его гражданство (для физических лиц), и именно от этого зависит то, куда далее будет направлена собранная информация.

В отношении трастов предусмотрено особое регулирование. Контролирующими лицами, которые попадают в обмен, являясь налоговыми резидентами стран-участниц обмена, считаются: трастовый управляющий (трасти), протектор, бенефициары, иные лица, осуществляющие эффективный контроль над управлением траста.

Следует отметить, что CRS определяет контролирующими всех лиц траста, вне зависимости от полномочий, зафиксированных в трастовом соглашении. Налоговую резидентность траста определяют по месту резидентности трасти, если национальное законодательство не содержит иных правил. Касательно дискреционных трастов, в обмен попадают только те бенефициары, в пользу которых фактически было сделано распределение дохода.

Стоит отметить, что автоматический обмен между странами возможен при соблюдении всех следующих условий.

Договаривающиеся страны обмена:

  • участницы Конвенции о взаимной административной помощи (Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters),
  • участницы многостороннего или двустороннего соглашения об автоматическом обмене.
  • приняли национальное законодательство, разрешающее автоматический обмен,
  • обеспечивают должную защиту информации, передаваемую в рамках автоматического обмена.
  • подали специальное уведомление о сроках первого обмена вместе со списком стран, с которыми планируется производиться такой обмен.

Читайте также: Почему не хватает денег в Пенсионном фонде и что с этим делать

«Спонтанный обмен» налоговой информацией и как он работает

Существует еще одна грань обмена финансовой информацией — дополнительные договоры о спонтанном обмене.

Например, Украина и Королевство Нидерландов подписали дополнительное Рабочее соглашение о спонтанном обмене информацией 3 апреля 2002 года.

Контролирующие органы Украины и Нидерландов должны предоставлять друг другу без предварительного запроса информацию, «которая может составлять интерес для правильного налогообложения резидентов обеих стран» и может включать сведения о выплатах в виде дивидендов, процентов, роялти, директорских гонораров, вознаграждения за независимые услуги, комиссионные и подобные выплаты.

Также страны-участницы информируют друг друга о своих методах сбора и обмениваются опытом в отношении возможных способов применения полученной информации.

Новый уровень налогового сотрудничества для себя также определили Украина и Королевство Бельгии, заключив, после Конвенции об избежании двойного налогообложения, соглашение в сфере обмена данными и одновременных проверок (17 марта 2003 года).

Оно определяет, что спонтанный обмен информацией может касаться смены места проживания физического лица одного из договорных государств, данных об уплаченных налогах, передачи средств в группе компаний, других данных, которые дают возможность корректно определить размер необходимых налогов.

Также стороны указанного договора достигли согласия о том, что могут одновременно и независимо, каждая на территории своего государства, проверять «налоговую ситуацию» одного или нескольких плательщиков налогов, которые представляют для них общий и взаимодополняющий интерес ввиду подозрений на наличие очевидных приемов уклонения от уплаты налогов, незадекларированных доходов, транзакций с «налоговыми гаванями».

Примечательно, что подобные соглашения о спонтанном обмене вступают в силу с момента их заключения, чем дополнительно оправдывают свое название.

Также следует обратить внимание на Стандарт о спонтанном обмене информацией со странами в низконалоговых юрисдикциях (Substantial Activities in No or Only Nominal Tax Jurisdictions), утвержденный ОЭСР 15 октября 2019 года. Он содержит подробную информацию об обстоятельствах, приводящих к обмену, информацию, которая подлежит обмену, и юрисдикции, которые будут обмениваться.

Спонтанный обмен информацией будет основан на Конвенции, договорах об обмене налоговой информацией или двухсторонних соглашениях, которые предусматривают спонтанный обмен информацией.

Стандарт предусматривает раскрытие информации безналоговой или низконалоговой юрисдикцией в страну резидентства конечного бенефициара. Это возможно при условии, что компания не выполняет требования по экономической сущности, трудоустройству реальных сотрудников, наличии реального офиса и другие, предусмотренные в конкретной юрисдикции.

Раскрытию и обмену подлежит название и адрес компании, вид дохода, имя бенефициара и размер дохода. После получения указанной информации, юрисдикция-получатель информации может сделать запрос на получение дополнительной информации.

Читайте также: Как сэкономить на налоге на недвижимость

Что приближает Украину к введению обмена финансовой информацией

Чтобы Украина присоединилась к международной сети многостороннего автоматического обмена информацией, законодатель должен запустить второй раунд упрощения порядка раскрытия банковской тайны (для расширения возможностей налоговым органам получить доступ к счетам физических лиц), а также разработать нормативно-правовые акты касательно формы и порядка подачи отчетности, перечня подотчетных финансовых учреждений и правил идентификации подотчетных счетов.

Не лишним будет выбрать стран-партнеров, пройти необходимые проверки Глобального форума ОЭСР, автоматизировать и установить техническое обеспечение для запуска процессов сбора и обмена информацией и сохранять ее конфиденциальность.

По данным Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, Глобальный форум ОЭСР должен оценить соблюдение Украиной требований конфиденциальности и защиты информацией для целей автоматического обмена (результаты ожидаем уже в ближайшее время), а выполнение мер технического характера, необходимых для осуществления автоматического обмена информацией, — до конца 2022 года.

Это означает, что в случае положительного решения, данные об остатках на счетах в иностранных банках и полученных доходах (в частности, проценты по депозитам) физических лиц — налоговых резидентов Украины — по состоянию на 31 декабря 2022 года будут раскрыты налоговым органам Украины. И, как следствие, возможны обращения контролирующего органа с вопросами об источниках происхождения денежных средств и их должного декларирования и налогообложения в Украине.