Банковскую тайну решили отредактировать

Первый вброс о расширении полномочий налоговой в начале осени сделал Глава совета Нацбанка Богдан Данилишин. На своей странице в фейсбук он написал о необходимости пересмотреть подходы к определению банковской тайны и упростить доступ налоговых органов к информации о счетах экономических субъектов. Таким образом, государство сможет эффективнее бороться с теневой экономикой.

Сейчас по письменному запросу налоговая может получить от банка лишь информацию о наличии счета. Если фискалы хотят узнать больше, им приходится обращаться в суд. А это, нередко, еще та морока.

Читайте такжеВладельцев авто среднего класса заставят платить налог на роскошь

«Суды хотят видеть реальные основания для предоставления информации, защищенной банковской тайной. И когда налоговики пытаются получить такую информацию, не очень старательно обосновывая свои притязания, суды им отказывают», — поясняет управляющий партнер АО «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

В пресс-службе ГНС «Минфину» пожаловались, что такие ограничения сильно мешают качественному проведению проверок. Поскольку сужают возможности по сбору доказательств налогового нарушения. Как результат – получают значительное количество административных и судебных обжалований результатов проверок.

Расширение полномочий по доступу к банковской тайне приведет к «улучшению качества валютного контроля; выявлению незадекларированных доходов физических лиц и доходов, подлежащих декларированию или налогообложению», — резюмировали в пресс-службе ГНС.

Правоведы говорят, что информация о движении средств по счетам граждан интересна налоговикам не менее, чем данные о банковских операциях предприятий.

«Такая информация может интересовать налоговиков, чтобы выявлять факты уклонения от уплаты налогов физическими лицами. Речь идет о случаях, когда они получают оплату за свои услуги на личные счета, а в дальнейшем не декларируют такие доходы и соответственно не платят с них налоги», — поясняет юрист ЮФ «Ильяшев и партнеры» Нина Бец.

Пост Данилишина оказался лишь вершиной айсберга, за которой велась активная законодательная работа. И результаты этой работы уже в ближайшее время будут рассмотрены в сессионном зале.

С должниками церемониться не будут

Свой вклад в наступление на банковскую тайну сделало правительство. Новые полномочия налоговиков предусмотрены в пакете налоговых изменений, которые традиционно подаются вместе с проектом бюджета на будущий год (законопроект №4101).

Читайте также: За незаконное возмещение НДС можно будет загреметь за решетку на 12 лет

Положения этого документа позволяют налоговой по письменному запросу получать информацию о наличии денег на счетах и в банковских сейфах. Но речь идет только о данных по должникам, в отношении которых у фискалов есть решение суда о бесспорном списании.

Т.е. доступ по запросам налоговых органов будет предоставляться к банковской тайне всех клиентов банков, у которых есть налоговый долг и по нему принято решение суда. Это касается юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и обычных граждан.

В Минфине такую норму не считают нарушением банковской тайны. «Не думаю, что кто-то в правовом государстве может отрицать обязательность исполнения решения суда, вступившего в законную силу. Поэтому шум о попытке Минфином отменить «священную» банковскую тайну безосновательны», — написала в своей колонке для «Интерфакс-Украина» заместитель министра финансов Светлана Воробей.

Однако все не так просто: законодательные нормы выписаны так, что уже открывают возможность для злоупотреблений.

«Ни законопроект, ни профильный закон «О банках и банковской деятельности», ни нормативка НБУ не требуют предоставления копии решения суда, на основании которого составляется запрос о доступе к банковской тайне. Поэтому может возникнуть ситуация, когда будет раскрываться банковская тайна на запрос налогового органа, в основании которого лежит решение суда, не относящееся к данному налогоплательщику-клиенту банка», — опасается руководитель департамента, адвокат Gramatskiy & Partners Игорь Реутов.

Следующим шагом после получения информации может стать немедленное списание средств со счета (или изъятие из сейфа) должника вне зависимости от суммы и срока оплаты.

«Сейчас такое право налоговая имеет, если налоговый долг превышает 5 млн. гривен и в случае его неоплаты в течение 90 дней. Законопроект отменяет такие ограничения и распространяет право налоговиков на любой налоговый долг. Это поставит в особенно невыгодное положение тех налогоплательщиков, перед которыми существуют долги в части возмещений налогов со стороны государства», — уточняет Игорь Реутов.

В поле зрения налоговой попадают все

Еще более радикальные изменения в процедуре доступа фискалов к банковской тайне предлагают депутаты. 8 сентября представительница фракции «Слуга народа» и председатель подкомитета по вопросам правового обеспечения деятельности налоговых органов Дарья Володина зарегистрировала в ВР изменения к Закону «О банках и банковской деятельности» (законопроект 4073).

Документ состоит всего из одной новации. Налоговые органы получают право по письменному запросу получать информацию о состоянии банковских счетов граждан, ФОПов и компаний за любой промежуток времени с указанием контрагентов и назначений платежей.

Причем, это касается и тех банковских клиентов, которые являются примерными налогоплательщиками.

Читайте также: Бюро экономической безопасности: финкомитет рекомендовал законопроект ко второму чтению

Последние события показывают, что и законодательная, и исполнительная ветви власти, да и НБУ сходятся в том, что принципы банковской тайны нужно пересматривать. А точнее – расширять возможности налоговой. И сейчас вопрос лишь в том, как далеко власть готова продвинутся в этом направлении.

Почему налоговой нельзя потакать

Аргументы власти выглядят весьма убедительно: государство должно работать над тем, чтобы обеспечить полноту уплаты налогов. К тому же, наступление на банковскую тайну – мировой тренд. Но вот правоведы категорически против этого.

«Открывать нашим налоговикам возможность легкого доступа к информации о движении средств преждевременно. Ведь существует риск, что такая информация будет использоваться не для основных целей», — говорит Нина Бец из ЮФ «Ильяшев и партнеры».

Проблема в том, что в отличие от клиентов банков развитых стран, наши предприятия и граждане не имеют в своем распоряжении эффективной судебной защиты. Добавим к этому высокую коррумпированность и получим опаснейшую смесь.

«В большинстве случаев информация по счетам физлиц и субъектов хозяйствования используется по назначению (с целью борьбы с уклонением от уплаты налогов). Тем не менее, известны случаи злоупотребления со стороны налоговиков, когда соответствующая информация продается конкурентам или позволяет инициировать безосновательные уголовные производства. К счастью, такие случаи единичны», — говорит Виктор Мороз из «Suprema Lex».

Сейчас никто не может дать гарантию, что после упрощения доступа к банковской тайне такие случаи не участятся. Кроме того, эксперты предупреждают, что проблемы у клиентов банков могут возникнуть и по другим причинам.

Управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша видит риски в том, что по каждой операции со счетом (зачисление или расходы), которая не сопоставима с декларируемым доходом, у сотрудников налоговой могут возникнуть вопросы к владельцу банковского счета. За вопросами могут возникнуть проверки, а по результатам проверки могут начисляться штрафы и применяться другие санкции. Если масштаб вопроса велик, может возникнуть риск уголовного преследования.

«Но, во-первых, сотрудник ГФС зачастую не имеет должной квалификации, чтобы определить коммерческий смысл той или иной операции. Если бы имел, то был бы не клерком в налоговой, а предпринимателем. Во-вторых, высок риск использования полученной информации тем же сотрудником ДФС в личных целях практически без какой-либо ответственности», — резюмирует Владимир Гаркуша.

Читайте также: Рада планирует принять бюджет в первом чтении 20 октября

Есть большие сомнения, что депутаты захотят принять во внимание эти конрагрументы, когда будут рассматривать соответствующие законодательные инициативы в сессионном зале. Разве что у них самих сработает инстинкт самосохранения.