Новая волна кризиса может быть связана не столько с пандемией covid-19 и локдауном, сколько с негативными процессами в самой экономике, — пишет в колонке для «Минфина» аналитик Универ Михаил Федоров. Предпосылки для кризиса, считает эксперт, можно увидеть уже сейчас.

Проблема не в локдауне

Сейчас люди слышат от властей заявления, что вновь отключать экономику никто не будет. Это говорят власти в Европе. В частности, немцы заявляют, что скорее пойдут по шведскому сценарию без всеобщего карантина. В том же ключе говорят и в США: Дональд Трамп заявлял, что нового локдауна из-за пандемии уже не будет. То же утверждают и власти Украины.

На этом люди строят простую логическую зависимость о том, что если не будет локдаунов, то и второй волны экономического коронакризиса тоже не будет.

Но как мы все наверно понимаем, осень и зима — это период, когда сезонно растет количество больных от всех простудных заболеваний. И, вероятно, covid-19 при низких температурах в северном полушарии и меньшем количеством солнца также будет распространяться более интенсивно. Плюс к этому обычный грипп может внести очень сильную сумятицу в поведение людей, поскольку они будут путать covid-19 и другие заболевания. В определенной степени это будет создавать бардак в умах людей и мешать экономической деятельности.

И дело тут даже не в том, что в ближайшие месяцы может быть много локальных карантинов в виде остановки деятельности то одного офиса или цеха, то другого. Все дело в том, что в таких условиях люди не смогут полноценно восстановить свой обычный ритм жизни и потребительскую активность. Люди не будут готовы жить на широкую ногу в условиях пандемии.

Автомобильное отставание

Экономическое поведение людей, которые будут стараться меньше тратить или откладывать свои покупки, может привести ко второй волне спада экономики. И такие сигналы уже начали поступать.

В ЕС недавно вышли данные о регистрациях новых легковых автомобилей. И по ним, в августе их количество упало на 18,9%, по сравнению с тем, что было год назад. В то же время до этого, начиная с апреля, количество регистраций автомобилей росло до июля, когда почти сравнялось с показателями прошлого года.

Фактическая цифра регистраций новых авто в ЕС в августе составила 769 тыс. штук, в сравнении с 949 тыс. в августе 2019 г. Если же говорить о цифрах с начала года, то в этом году общее количество регистраций авто отстает от показателей прошлого года примерно на 2 млн. Этот довесок должен был бы создать дополнительный отложенный спрос. При полном восстановлении рынка и восстановлении потребительской активности, справедливо было бы ожидать, что количество регистраций новых автомобилей должно было бы несколько месяцев превышать объемы прошлого года.

Читайте также: Как чувствует себя «большая тройка» немецких автогигантов и стоит ли в них инвестировать

Но данные за август с негативной динамикой страшны тем, что могут сигнализировать о том, что спрос в июле и июне, который почти восстановился относительно прошлого года, как раз и включал этот отложенный спрос. И если подходить к прошлым июльским данным с такой позиции, то это означает, что в целом спрос на автомобили очень сильно упал и за вычетом отложенного спроса он все еще очень низкий.

Экономия против экономики

Ситуация с автомобилями может означать, что люди не восстановили свое прежнее потребительское поведение. Если делать поправку на отложенный спрос, то никакого V-образного восстановления экономики сейчас нет. Реальный уровень потребления отскочил от минимальных значений лишь частично, но не восстановился полностью. И самое главное, он может остаться слабым еще на долгое время.

И если говорить о всей экономике, то можно описать простую модель, где ежемесячный спрос обычно составлял, допустим, 100 единиц, в карантин в моменте он падал до 40 единиц, но в июле восстановился до 90 единиц, из которых 20 были частью отложенного спроса. А реальный спрос остался на 70 единицах. Далее он останется таким же слабым, потому что люди будут экономить, опасаясь и пандемии, и потери работы, и остальных экономических сложностей. А если так, то общий объем потенциального совокупного спроса может стать очень сильным тормозом для восстановления и роста экономики.

Психология поведения людей, не менее важна, чем локдаун. И если пандемия вместе с другими сезонными заболеваниями внесут предстоящей зимой сумятицу в головах людей, то это очень сильно ударит по экономике, потому что без спроса не будет и восстановления.

Читайте также: Возвращаемся в 2012 год: власть снова запускает печатный станок

И в данном вопросе не так важно, что общий объем доходов людей в западных странах не упал. Если люди не будут тратить деньги и отложат их, то никакого положительного эффекта для экономики эти деньги не окажут.