«Минфин» выяснил, стоит ли откликнуться на призыв и что может помешать пополнить свой портфель акциями китайских компаний.

Вышли победителями

Индекс Shenzhen Composite с начала года вырос примерно на 30% и сейчас торгуется на уровнях 2015 г. Аналогичным образом, Shanghai Composite обновил 52-недельный максимум, прибавив с начала года 9%.

Этот рост заставил многих задуматься о включении китайских бумаг в долгосрочные портфели. Что вдохновляет инвесторов?

Китай проходит коронакризис с минимальными потерями и эксперты называют его одним из победителей нынешней ситуации. Экономика Поднебесной вернулась к росту уже во втором квартале этого года: ВВП вырос на 3,2% (год к году), оправившись от рекордных потерь первого квартала в 6,8%.

По итогам года, прогнозируют эксперты, рост ВВП страны составит порядка 4%. Основным драйвером роста стало промышленное производство, которое по итогам квартала выросло на 4,8%.

Оптимизм в отношении фондового рынка Китая наблюдался в последнее десятилетие, что вполне понятно: средний класс укрепляется, потребление растет, и все большее количество жителей получают доступ к мобильным технологиям. Это только некоторые из драйверов, которые, как ожидается, будут стимулировать доходы китайских компаний.

Что настораживает? — непрерывные торговые войны с США, что, безусловно, оказывает давление и на фондовый рынок.

Нервируют инвесторов некоторые экономические показатели. Например, розничные продажи в июне упали на 1,8% в годовом исчислении, хотя аналитики ожидали их роста. Также на 3,1% сократились инвестиции в основной капитал. И в сравнении с США и ЕС, которые ожидают падения экономики по итогам года, китайская экономика выглядит более устойчивой.

Помочь развитию страны должна и государственная поддержка. Вливания в экономику Китая превышают $800 млрд. В первую очередь, деньги направлены на вливание в финансовую систему и стимулирование выдачи дешевых кредитов для бизнеса. Вместе с тем Китай активно развивает инфраструктуру.

Средства инвестируют в развитие покрытия 5G, высокоскоростной транспорт, общенациональную сеть зарядных станций для электромобилей и угольные электростанции нового поколения. «Китай пытается использовать этот кризис для перехода экономики на новые технологические рельсы», — констатирует эксперт Александр Габуев.

Рынок в рост

«Китайский фондовый рынок растет быстрее американского. При том часто и его долговая нагрузка, и оценка рыночных активов ниже, чем в Штатах. Это привлекает к рынку», — рассказал «Минфину» трейдер группы ICU Виталий Сивач.

Ключевой индекс шанхайской биржи Shanghai Composite с начала года вырос на 8%. После мартовского обвала ключевые мировые индексы начали отыгрывать потери. Но далеко не так стремительно и, как правило, все еще «в минусе».

К примеру, Dow Jones все еще на 7% дешевле, чем в начале января, а немецкий DAX – на 1,9%. Благодаря рывку технологических компаний сумел вырасти американский S&P 500, но только на 0,3%.

Читайте также: Доллар или иена: в какой валюте переждать кризис

Такой рост китайских ценных бумаг руководитель отдела аналитики Forex Club Андрей Шевчишин объясняет тем, что эпидемия коронавируса началась в Китае раньше, чем в большинстве стран, а поэтому у Поднебесной было больше времени для того, чтобы отыграть потери. При таких обстоятельствах, убежден он, акции китайских компаний выглядят более привлекательно, чем американские и европейские ценные бумаги.

Как купить

Современные технологии размывают границы для инвесторов и позволяют вкладывать деньги в акции компаний из разных частей мира. Однако, если речь идет о китайском рынке, то это несколько сложнее, чем выйти, например, на американский.

Самое первое, что нужно – это найти брокера и зарегистрироваться у него. Процедура эта может быть удаленной и не намного сложнее чем, например, удаленно стать клиентом украинского банка. После этого через сайт или мобильное приложение можно покупать и продавать акции.

В то же время, не каждая брокерская компания дает доступ к Китаю. Например, через Фридом Финанс Украина покупать такие акции нельзя. Исключение брокер сделал только для производителя электроники Сяоми и маркетплейса Alibaba.

Брокер Exante дает доступ на Гонконгскую фондовую биржу. Комиссия за операции составит 0,08% от суммы операции. Минимальной суммы комиссии при этом нет. Поэтому, скажем, если купить акции на $1000, брокер возьмет себе 80 центов. Потом еще столько же, если вы решите продать акции. Покупать же акции, торгующиеся на Шанхайской бирже, через Exante нельзя.

Так же доступ к Гонконгу предоставляет один из крупнейших мировых брокеров Interactive Brokers. Правда, комиссии у него выше. За операции с акциями на этом рынке нужно уплатить 0,08% от суммы сделки, но не менее 18 гонконгских долларов (около $2,3). Поэтому, если вы купите акции на $1000, надо будет отдать именно эту сумму.

Покупать акции на Шанхайской бирже через Interactive Brokers можно благодаря программе Шанхай-Гонконг Stock Connect. Это означает, что брокер работает на Гонконгском рынке, но имеет право покупать акции и другой биржи.

Комиссия за операции на Шанхайской бирже составляет так же 0,08% от суммы сделки, но не менее 15 юаней ($2,14).

Читайте также: Как инвестировать в акции иностранных компаний. Инструкция

Также стоит учитывать, что значительное количество крупных китайских компаний торгуются на американских рынках. В частности, это уже упомянутая Alibaba, ее конкурент JD.com, производитель автомобилей NIO, поисковая система Baidu, ІТ-гигант NetEase и много других.

В чем риски?

Несмотря на мощность экономики КНР и рост рынка, инвестиции в китайские компании более рискованные, чем кажется на первый взгляд. Этому есть несколько причин.

Противостояние с США

Несмотря на рост внутреннего рынка, Китай – это крупнейший мировой экспортер и, естественно, в значительной степени зависит от своих партнеров. Как следствие, торговая война с США, которая началась в 2018 году, нанесла ощутимый удар по фондовому рынку страны.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать этот тезис, можно взглянуть на показатели индекса Shanghai Composite за последние 5 лет.

Индекс Shanghai Composite в 2015-2020 гг.

Здесь не сложно найти резкий обвал индексов в начале 2018 г., когда началось торговое противостояние. На его фоне падение из-за корона-кризиса выглядит незначительной проблемой.

Конечно, конфликт создал риски не только для КНР, но и для мировой экономики в целом. Однако, попробуйте найти влияние этого противостояния на индексе S&P 500. Здесь оно почти неощутимо.

Индекс S&P 500 в 2015-2020 гг.

Поэтому если противостояние с США начнется с новой силой, для китайских компаний это станет мощным ударом. К тому же новым элементом этой войны может стать ограничение доступа китайских компаний на американский фондовый рынок, о чем летом уже заявлял Дональд Трамп.

Действия властей

Существует целый ряд сомнительных действий властей КНР, которые приводили к экономическим и политическим проблемам. Самое громкое из них – это попытка «закрутить гайки» в Гонконге, что привело к массовым акциям протеста, бегству капитала и ослаблению местного фондового рынка.

Другой пример – конфликт с Индией из-за границы рубежа в июне этого года. Сообщается, что вследствие него с обеих сторон погибло более 20 военных, хотя Китай своих потерь не признал. Противостояние происходит за высокогорный район, контроль над которым не принесет никаких экономических выгод. А вот потери от ссоры с седьмой экономикой мира очевидны.

Читайте также: Глава НКЦБФР: «Даже мелкий инвестор должен знать, что закон его защищает»

«Не нужно забывать о рисках, которые являются специфическими для компаний с регистрацией в той или иной стране. Такие угрозы зависят, в первую очередь, от качества регулирования, приоритетов центральных банков и правительств, механизмов сдержек и противовесов», — объяснил «Минфину» директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.

На этом фоне, убежден аналитик ИГ Универ Михаил Федоров, будет увеличиваться противостояние внутри китайского общества.

«Китай вырос экономически, и благодаря этому в Китае появился средний класс и буржуазия. В то же время Китай в политике остается коммунистическим с ведущим статусом коммунистической партии. Средний класс и буржуазия однозначно войдут в конфликт с вертикалью власти КПК Китая, и то, что мы сегодня видим в Гонконге – это лишь начало будущего противостояния, которое будет тормозить развитие экономики», — убежден он.

Раздутие пузыря

Часть экспертов убеждены, что ралли шанхайского рынка в условиях корона-кризиса – не более чем раздувание пузыря.

Государственные финансовые институты просто выходят на биржу и скупают акции. Цель таких действий — продемонстрировать видимость роста и, как следствие, интерес инвесторов.

Читайте также: Конец Уоррена Баффета: похоронит ли нынешний кризис стратегию биржевого гуру

Прямых доказательств подобных действий нет, но исследование Goldman Sachs показало, что летом фонды, ориентированные на китайские активы, столкнулись с длительным оттоком капитала. Таким образом, рост каким-то образом происходит без интереса инвесторов.

Игра в длинную

Считается, что фондовые индексы после каждого обвала отыграют свои потери. Мол, поэтому, если вы покупаете акции на 20 лет вперед, можете не волноваться об их цене. Однако китайских рынков это правило не касается.

В 2007 и 2015 годах происходили катастрофические обвалы Shanghai Composite, которые можно увидеть на графике ниже. Те падения индекс не отыграл еще до сих пор.

Индекс Shanghai Composite в 1990-2020 гг.

Не так хорошо дела шли в Шанхае и после этих обвалов. За последние 5 лет Shanghai Composite вырос лишь на 4%. Несколько лучше дела у главного индекса гонконгской биржи Hang Seng, который за этот же период набрал 16%.

В то же время, как констатирует аналитик Фридом Финанс Украина Степан Джус, исторические данные свидетельствуют, что европейские и тем более американские рынки растут быстрее. Так, DAX за 5 лет набрал 28%, а Dow Jones и S&P 500: 62% и 65% соответственно.

Стоит еще помнить о таком специфическом риске для инвестиций в китайские ценные бумаги, как решения правительства Китая. Экономика КНР существует как бы в двух плоскостях – частично социалистическая с огромной концентрацией экономических решений в правительственных органах Китая и в формате свободного рынка — с его относительной саморегуляцией. В настоящее время резко возросли риски, связанные с ограничениями за счет «социалистического управления» целыми отраслями народного хозяйства КНР, что в сочетании с торговыми войнами с США способно нарушить экономическую логику и даже самые оптимистичные показатели некоторых направлений вложений для рядовых инвесторов.

Читайте также: В поиске нового Amazon: как заработать на IPO

Несмотря на перспективы целого ряда китайских компаний, рынок в целом выглядит достаточно рискованным. Хотя, скорее всего, принять участие в нынешнем ралли захочет немало инвесторов. Главное вовремя зафиксировать прибыль.

Алексей Писарев