Как рос спрос
По его словам, в конце 2019-го начал расти спрос на наличную гривну.
«Когда начался карантин, спрос только ускорился. Если в прошлом году темпы прироста составляли меньше 5-10% в год, то сейчас мы вышли на 25% прироста», — написал Демкив.
Читайте также: Банкноты с Вернадским пришлись по душе. Объем наличных денег в обращении увеличился на 20% (аналитик)
По его словам, такой рост объема наличных денег в системе не является свидетельством эмиссии — экономические агенты резко начали отдавать предпочтение бумажным деньгам над безналичными расчетами.
Сколько снимали наличности
Так, в апреле — месяце жесткого карантина – с карточных счетов сняли на 18,7% меньше, чем месяцем ранее. Показатели мая также уступают показателям докризисного февраля. Так же проселл и количество операций по снятию наличных.
Читайте также: Почему кризис есть, а всплеска инфляции и обвала гривны — нет
»Вирус несколько изменил наше поведение, мы стали больше рассчитываться дистанционно. Однако это не компенсировало потери в покупках, на сокращение количества которых повлиял карантин (например, посещение кинотеатров). Поэтому здесь тоже сокращения", — написал он.
Читайте также: Нал — ключ к спокойствию. 8 советов бизнеса в период кризиса
Депозиты
Депозиты тоже остаются в банковской системе, то есть прирост наличности не является следствием снятия средств с банковских счетов.
«Рискну предположить, что ключевая причина — это серая экономика. Какая-то часть работников стала получать зарплату наличными. Добавить сюда тех, кто потерял работу, и мы видим объяснение уменьшения объемов расходных операций с использованием карт — на них стало поступать меньше средств. Очевидно, уменьшилась инкассация — меньше, чем раньше, процент наличных попадает обратно к банковской системе», — считает Демкив.