«Минфин» разбирался, чем может обернуться для рядовых граждан участие в декларационной кампании и кто действительно выиграет от участия в ней.

Зачем амнистировать налоговых уклонистов

Время проведения налоговой амнистии озвучил в своем недавнем интервью глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев.

Концепция нулевого декларирования не только получила одобрение профильного парламентского комитета, правительства и Офиса президента, но и уже согласована с МВФ.

В самом намерении провести налоговую амнистию нет ничего зазорного. Ведь нулевое декларирование – не местное изобретение. В свое время оно проводились и в экономически сильных, и в развивающихся странах – от США, Франции, Бельгии и Италии до Аргентины, Индии и Колумбии.

Хотя цели такого мероприятия могли быть разными:

  • наполнение госбюджета: декларанты будут уплачивать с легализируемых сумм и активов минимальный налог;
  • привлечение денег в национальную экономику: речь идет не только о возвращении капитала из офшорных юрисдикций, но и спрятанных «под подушкой» внутри страны;
  • точка отсчета, после которой ответственность за незаконное обогащение будет неотвратимой. Например, перед введением непрямых методов поиска скрытых доходов и реальной ответственности за выявленные таким образом налоговые нарушения.

Помимо этого, налоговая амнистия позволяет оценить реальные объемы экономики, в том числе и реальные доходы населения. А это значит, например, что в бюджет будут закладывать совершенно другие цифры минимальной зарплаты, прожиточного минимума и т.д.

Читайте также: Накроет ли мир осенью волна дефолтов

По-другому будут рассчитываться, те же субсидии. Словом, могут кардинально поменяться все показатели, которыми сейчас оперируют официальная статистка и госорганы.

Налоговую амнистию уже узаконили?

Но мало кто знает, что налоговая амнистия, пусть пока и в усеченном виде, уже оговаривается в законе, более известном, как «законопроект 1210».

По словам старшего партнера ЮФ «КМ Партнеры» Александра Минина, этот закон дополняет Налоговый кодекс новой статьей. Она освобождает от НДФЛ, в частности, доходы, получаемые при ликвидации контролируемой иностранной компании (КИК).

Для этого необходимо соблюдение двух условий:

  • процедура ликвидации начата не ранее 1 января 2020 г. и завершена не позднее 31 декабря 2020 ;
  • вместе с декларацией о доходах необходимо подать заявление, в котором описываются детали ликвидации КИК и полученного при этом дохода.

«В действительности этот доход не будет освобождаться от налога. Поскольку Заключительным положениям закона устанавливается, что соответствующая статья вступает в действие только с 1 января 2021 года. Т.е. реально это ловушка», — поясняет Александр Минин.

Подобные ловушки, наверняка могут открыть возможность избавиться от уплаты налогов при ликвидации КИК отдельным персоналиям. Но так же могут стать зацепкой, чтобы наказать других.

Какие же ловушки могут ожидать тех, кто рискнет поучаствовать в общенациональной налоговой амнистии следующего года?

Как предпринимателей отделят от коррупционеров

По словам Гетманцева, легализировать можно будет только активы и доходы, которые были получены без уплаты налогов.

«Если у кого есть смешанная ситуация с «белыми» и «серыми» доходами, то надо просто поднять информацию, с какой части доходов уже были уплачены налоги. И дополнительно задекларировать только «серые» доходы. Соответственно, в налоговых базах цифры плюсуются, и в отношении лица будут учитываться сведения о совокупном объеме доходов», — уточняет руководитель практики налогового права АО «Moris Group» Василий Андрусяк.

Отбелить коррупционные доходы или прибыли от другой преступной деятельности не дадут. В теории, круг тех, от кого ожидают налогового покаяния, довольно широк. Например, это:

  • сотрудники компаний, получавшие высокие зарплаты в конвертах или работавшие без официального оформления;
  • предприниматели, не платившие налоги или минимизировавшие налогообложение;
  • лица, ведущие независимую профессиональную деятельность — нотариусы, адвокаты, художники, врачи;
  • заробитчане, которые работали без официального трудоустройства.

Читайте также: Каждый 5-й бизнес ожидает ухудшения своего финансового состояния. Опрос НБУ

Но применить это правило на практике будет очень проблематично. Простой метод «чиновники декларировать не могут, потому что заработали нечестно, легальный бизнес – добро пожаловать» не работает.

Иначе, получится, что, скажем, пришедшие из бизнеса на госслужбу, воспользоваться налоговой амнистией не смогут. И наоборот, бывший чиновник, ушедший с госслужбы и на коррупционные деньги открывший бизнес, сможет окончательно легализовать ранее наворованное.

На чем можно будет погореть

Как следует из ранее озвученной информации, амнистия освобождает от ответственности по статье 212 (уклонение от уплаты налогов) и 212-1 (уклонение от уплаты единого социального взноса). Такое ограничение – еще одна потенциальная проблема.

Ставки налогообложения будут дифференцироваться в зависимости от того, в каких активах будут размещаться легализируемые средства.

Общая – 5% для денег, которые декларант положит на банковский счет, 9% – для денег и активов, которые размещаются за границей. Если речь идет о наличке в Украине, то это 18%. 2,5% — для тех, кто захочет инвестировать деньги в ОВГЗ, под это Минфин запланирует специальный выпуск.

«А как тогда быть со ст. 209 Криминального кодекса, согласно которой деньги считаются «грязными» в том числе в случае их получения с уклонением от уплаты налогов? И как будут принимать эти деньги в тех же банках или на ОВГЗ?», — озвучивает риски Александр Минин.

Т.е. при желании, декларантов можно будет прижать по антиотмывочной статье УК. А те же банки, которые примут легализированные средства на депозит, ждут штрафы, которые были повышены в разы по новому антиотмывочному закону.

Гетманцев говорит: декларации не могут быть использованы как доказательства, ни в каком судебном процессе и ни при каком следствии, даже в гражданском. Но вот, к примеру, рядовая ситуация: сотрудник декларирует зарплату в конверте. К нему – никаких вопросов.

Но что помешает налоговой начать трясти предприятие, которое выплачивало серую зарплату? И подобных ситуаций, на которых можно будет погореть, еще масса.

Зато грядущая амнистия может открыть новую схему уклонения от уплаты налогов. Например, с использованием правила, по которому, планируется применять нулевую ставку для декларируемых корпоративных прав, независимо от того, где они находятся — за границей или в Украине.

Об одной их них рассказал «Минфину» Василий Андрусяк. Резидент Украины, который фактически оказывает влияние на иностранную компанию, но де-факто не является ее владельцем, аккумулирует на ней все свои незаконно нажитые активы. После этого приобретает такую компанию за 1 доллар (или получает в подарок). Далее — декларирует в Украине в рамках налоговой амнистии. Ставка — 0%.

После этого (если будут приняты изменения по отсрочке введения КИК в Украине) иностранную компанию можно будет ликвидировать и получить официальные доходы, которые полностью освобождены от НДФЛ.

«То есть, на практике мы можем получить ситуацию, когда незаконные активы можно будет отбелить или вообще без налогообложения, или всего-навсего заплатив 1,5% военного сбора», — резюмирует Василий Андрусяк.

Когда амнистия сработает

Конечно, озвученные риски могут быть сильно преувеличены. «Когда я изучал подобный опыт в РФ и общался с тамошними коллегами, то оказалось, что массового «рытья в грязном белье» при проведении налоговой амнистии там не наблюдалось. Контролирующие органы придерживались принципа «не спрашивать» и «не преследовать» декларантов активов в части источников происхождения доходов. Исключения составляли только откровенный криминал на этапе формирования таких доходов и коррупционеры», — говорит управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.

Читайте также: Кредиты под 0%. Какие МФО обещают беспроцентные займы — рейтинг «Минфина»

Но, скорее всего, много желающих задекларировать свои левые доходы не будет (если не считать новых схемщиков).

Ведь главное условие успеха мероприятия — готовность общества принять такое предложение государства. А это значит, поверить, что государство выполнит свое обещание не преследовать тех, кто поучаствует в амнистии.

Кроме того, государство должно обеспечить неотвратимость наказания для всех уклоняющихся от уплаты налогов после того, как амнистия будет проведена.  Иначе смысл в декларировании пропадает. Готово ли государство выполнить эти условия? – вопрос риторический.

«Минфин»