«В течение длительного времени на Национальный банк Украины осуществляется систематическое политическое давление. Это делает невозможным эффективное выполнение мной, как председателем, возложенных на меня обязанностей руководить деятельностью Национального банка и взаимодействовать с другими государственными органами. Своей отставкой я хочу предостеречь от дальнейших попыток подорвать институциональные основы центрального банка в Украине», — заявил Яков Смолий.

А что Президент? 

Президент Владимир Зеленский передал на рассмотрение Верховной Рады проект постановления об увольнении Якова Смолия с должности председателя Национального банка Украины.

Что дальше

Наиболее вероятными кандидатами на место Смолия считают экс-главу Райффайзен банка Аваль Владимира Лавренчука, нынешнего главу Укргазбанка Кирилла Шевченко, и главу Совета НБУ Богдана Данилишина. 

Среди претендентов на кресло главы НБУ также называют экс-министра финансов Тимофея Милованова. 

Ранее «Минфин» подробно писал о рейтинге кандидатов на должность главы НБУ в статье Депутаты хотят поменять главу НБУ: кто придет после Смолия

Читайте также: Стали известны три кандидатуры на должность главы НБУ — СМИ

Кому не нравится глава НБУ

Как писал «Минфин», недавно Комитет Верховной Рады по финансовой, налоговой и таможенной политике принял постановление, в котором содержится целый перечень претензий к НБУ. Депутаты также вызвали председателя Нацбанка Якова Смолия с докладом. Отчет должен состояться на четвертой сессии ВР, то есть осенью. 

Также профильный комитет решил создать Временную следственную комиссию (ВСК) парламента, которая должна оценить действия руководства Нацбанка и Фонда гарантирования вкладов в 2014-2019 гг. В это время Нацбанком управляли Валерия Гонтарева, а потом — и нынешней руководитель Яков Смолий.

Читайте также: Критикуя НБУ, парламент выносит себе приговор

В чем обвиняют

Профильный комитет имеет немало претензий к работе правления НБУ:

1. Неоправданно медленное снижение учетной ставки. Пик ее снижения (на 7,5% годовых, до 6%) пришелся на 2020 год. Хотя Совет НБУ настаивал на радикальных шагах еще в середине 2019-го.

2. Жесткая монетарная политика, изъятие денег из экономики. Отношение денежной массы к номинальному ВВП сократилось с 58,8% в 2014 году до 34,2% в 2019-ом.

3. Отсутствие адекватных оперативных мер, которые стимулировали бы рост экономики. Например, по смягчению требований к оценке кредитного риска, по ограничениям для банков в части покупки ОВГЗ, по выкупу проблемных активов, как у ФРС США или Европейского Центробанка.

4. Высокие ставки по депозитным сертификатам (например, 18-13,5% в 2019 году), из-за чего банковская система переориентировалась с кредитования бизнеса на вложения в депосертификаты НБУ.

5. Стимулирование притока спекулятивного капитала в ОВГЗ и формирование рынка, имеющего признаки финансовой пирамиды. В том числе посредством укрепления гривны.

6. Нацбанк не участвовал в формировании вторничного рынка гособлигаций и усложнял финансирование госбюджета.

7. Искусственная ревальвация гривны из-за неправильной политики пополнения золотовалютных резервов Нацбанка. Формирование условий для вывода спекулятивного капитала из ОВГЗ. Из-за укрепления курса существенно сократилась выручка украинских экспортеров и, как следствие, — доходы бюджета. Товары отечественного производства вытесняются импортными и наносится ущерб украинским производителям.

Читайте также: Как курсовая и монетарная политика НБУ повлияли на экономику