Экономисты считают фондовый рынок «ведущим индикатором» экономики. Почему же он подает сейчас неправильный сигнал? У экспертов нет четкого ответа на этот вопрос. Нобелевский лауреат в области экономики, Роберт Шиллер, предлагает несколько вариантов объяснения динамики рынка акций.

Теория о «скучающих американцах»

Карантин вынудил остаться дома тысячи американцев. Рестораны, бары, казино, парки отдыха — все закрыто. В этих обстоятельствах люди нашли себе новое развлечение – фондовый рынок.

Читайте также: Муниципальные облигации заменят дешевеющие депозиты и ОВГЗ

Около 800 тыс новичков решили сыграть в самую большую рулетку и открыли счета для торговли акциями, согласно данным Bloomberg. Обозреватель Bloomberg Мэтт Левин называет это «гипотезой рынков скуки». Обозреватель Business Insider Линетт Лопес называет это «идеальным штормом глупости». «Это просто спекуляции», — говорит Шиллер, «люди просто хотят сделать что-то».

Теория об иммунитете FAANG от неприятностей

Эта теория говорит о том, что из-за COVID-19 под удар попали в основном маленькие частные предприятия (рестораны, магазины, сфера услуг). Зато огромные корпорации, торгуемые на бирже, неплохо справляются в условиях кризиса.

Между тем, такие монстры, как Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google (FAANG) составляют около 20% от стоимости S&P 500, и они чувствовали себя хорошо во время пандемии.

Читайте также: Конец эпохи потребления: можно ли научить людей снова сорить деньгами

Корпоративная Америка также получает поддержку от Федеральной резервной системы, которая вкладывает триллионы долларов в корпоративные облигации, чтобы стимулировать экономику.

Теория присутствия ФРС

Данная теория подразумевает способность Федрезерва в одиночку удерживать финансовые рынки на плаву, используя печатный станок. И хотя Шиллер отрицает способность ФРС «безгранично спасать рынок», ученый не отрицает того, что факт самого присутствия ФРС оказывает позитивное влияние на биржевых игроков, придавая им уверенности.

Теория страха упущенных возможностей

«Я думаю, что страх упустить выгоду является весомой вещью среди инвесторов», — говорит Шиллер. Страх остаться за бортом и не принять участия в таком ралли побудил инвесторов и трейдеров по всему миру покупать акции самых разных компаний, по любым ценам, даже тогда, когда ситуация вокруг экономики и бизнеса была просто ужасной.

Теория отсутствия альтернативы

Беспрецедентное смягчение со стороны центробанков спровоцировало резкое падение доходности долгового рынка. Фактически, акции остались единственным инструментом, который приносит адекватную доходность.

Такую версию выдвинул экономист Пол Кругман. И Шиллер считает ее правдоподобной. «Вы должны положить свои деньги куда-то», — говорит он.

Теория эффективного рынка

Теория эффективного рынка пленила не одно поколение экономистов. Она предполагает, что фондовый рынок — это супермашина для обработки информации, где знания о событиях в мире агрегируются инвесторами. И те рационально покупают и продают акции на основе информации об их будущих результатах. Теория в основном говорит, что цены на акции всегда правы.

Читайте такжеОшибочный курсовой прогноз стоил госбюджету 7 миллиардов

Согласно этой теории, ралли фондового рынка в течение последних нескольких месяцев отражает рациональность инвесторов, которые видят признаки того, что пандемия не нанесет экономике непоправимых потерь и восстановление будет быстрым.

Шиллер, как апологет поведенческой теории, скептически относится к гипотезе рыночной эффективности. Шиллер склоняется к тому, что большинство действий на рынке являются как раз неразумными, что создает рыночные неэффективности.