Финансовый комитет рекомендовал к рассмотрению парламентом проект постановления. В документе говорится о том, что регулятор не создал условий для роста экономики. Вместо этого на Институтской строили «пирамиды ОВГЗ».

Действительно ли это так и есть ли в Украине пирамида из госбумаг, на своей странице в фейсбук написал специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

Как выглядят пирамиды

Украинские депутаты вновь провели мастер-класс лицемерия. Они обвинили Нацбанк в том, что тот создал «пирамиду ОВГЗ». И, конечно, как и при строительстве любых пирамид, здесь не обошлось без свободных каменщиков, тех самых масонов, которые нажились на маленьких украинцах. Конечно, кто и как это сделал, депутаты не говорят. Но это и ненужно. Люди же любят теории заговора. И никогда не поверят, что это было просто так.

И это вопиющее лицемерие. Потому что, на самом деле, в прошлом году на рынке государственного долга произошли абсолютно позитивные события. И главную роль здесь сыграл даже не Нацбанк, а Минфин, который выполнил отличную работу, в результате чего существенно уменьшили стоимость заимствований. А, следовательно, все налогоплательщики будут платить по долгам меньше, чем до этого.

Что депутаты называют «Пирамидой ОВГЗ»? Хотя нет, давайте сначала о том, как действительно выглядят пирамиды государственного долга. Пойдем от противного. Как в математике.

Итак, у любой пирамиды государственного долга есть три составляющие, которые и делают это отрицательным процессом.

Во-первых, идет постоянное увеличение долговой нагрузки. Не абсолютного уровня долга, потому что абсолютный уровень долга растет почти всегда, как автопарк депутатов. Нет, речь идет именно об уровне долговой нагрузки. И в результате, способность правительства обслуживать свои долги падает. Что, собственно, и приводит в результате к тому, что пирамида падает.

Во-вторых, стоимость каждого нового заимствования увеличивается. Потому что инвесторы не дураки, видят риски падения пирамиды и постоянно просят увеличения доплат за риск. И правительство с каждым новым выходом на рынок вынужден поднимать ставки.

В-третьих, сроки заимствований постоянно падают, то есть правительство каждый раз заимствует средства все на меньший и меньший срок. Потому что, опять же, инвесторы не дураки, видят риски того, что пирамида скоро накроется медным тазом, и постоянно пытаются дать деньги на меньший срок.

Это все мы видели в России в 1998 г.

Украинские отличия

А были ли такие признаки в Украине в 2019 г? Нет. Все было наоборот. За последние годы, включительно с 2019 годом, долговая нагрузка в Украине постоянно снижалась. ВВП росло быстрее, чем абсолютный уровень долга, дефицит бюджета был контролируемый. В результате, уровень долговой нагрузки снизился с 80% от ВВП до 52% от ВВП на начало 2020 г. Очень здоровая ситуация. И, скорее всего, лучшая долговая динамика в мире. Среди всех стран.

При том, стоимость заимствований снизилась в 2019 г почти вдвое. Только за один год. Если в начале 2019 г Минфин вынужден был занимать под 18%-20%, то в конце 2020 г должен был платить уже около 10-11%. Это кардинальное снижение. В два раза. За такое памятник надо ставить.

И напоследок. Сроки заимствований постоянно увеличивались. Если к 2019 г Минфин размещал долги со сроком предпочтительно 1-2 года, а очень часто – до 12 месяцев, то основные продажи долга в 2019 г уже были сосредоточены на ценных бумагах 2, 3 и 5 лет.

Читайте также: Сколько и кому выдал кредитов МВФ во время пандемии

Таким образом, в 2019 году Украина уменьшала долговую нагрузку, увеличивала сроки привлечения денег и уменьшила стоимость долга в два раза. Ну да, это явные признаки преступления. За такое точно надо сажать в тюрьму.

Правительство вместо того, чтобы занимать в долларах, занимало в гривнах. А это является признаком здорового управления долгом. Потому что для Украины намного комфортнее держать долги в собственной валюте, не принимая на себя валютных рисков. В конце концов, именно мы печатаем гривну и можем всегда платить по долгам в гривне, а доллары мы еще научились печатать. К сожалению.

Влияние на курс

Почему это стало возможным именно в 2019 г? Потому что именно тогда, наконец-то, на внутренний рынок Украины смогли попасть иностранцы. Что существенно увеличило спрос. И вот здесь есть след деятельности НБУ. Наверное, с преступным намерением НБУ вместе с Минфином несколько лет организовывали простой доступ иностранных инвесторов к внутреннему рынку Украины, чтобы они не проходили бюрократические круги ада, принося справки о флюорографии, а одним кликом получили возможность покупать ценные бумаги, сидя в Лондоне или Нью-Йорке. Вот такое преступление. Страшное.

И вот коварные иностранцы пришли и начали покупать государственный долг. И в результате его стоимость начала стремительно снижаться. Все счастливы. Вроде. Иностранные инвесторы принесли в Украину в 2019 г примерно $4 млрд.

Читайте также: Чужие грабли: как Украине не повторить судьбу Аргентины

Если кто-то говорит, что таким образом слишком укрепили курс гривны (это также, оказывается преступление), то таким людям стоит глянуть статистику и увидеть, что Нацбанк в прошлом году выкупил с валютного рынка $8 млрд. То есть он выкупил вдвое больше американской валюты, чем принесли сюда иностранные инвесторы. А это говорит о том, что курс гривны должен укрепиться, что и произошло. И если оптимизм толкает национальную валюту вверх, если этого требуют финансовые потоки, то требовать от Нацбанка искусственно держать курс гривны слабым как-то не комильфо. Хотя, конечно, это не нравится олигархам-экспортерам, которые привыкли постоянно получать девальвационную ренту.

Путь к новым проблемам

В то же время в Украине придумали свою пирамиду ОВГЗ. И депутаты Коломойского-Медведчука носятся с ней как дурак с писаной торбой по телеканалам Коломойского-Медведчука, рассказывая, что это очень страшно и что кто-то на этом заработал. Кто, неизвестно. Но кто-то очень могущественный и очень темный. И точно не они. А это уже для них большая проблема.

И вот они принимают официальный документ, куда вписывают все эти глупости о «Пирамидах ОВГЗ», унижая этим весь парламент. И ставят под угрозу макроэкономическую стабильность в стране. Ведь это все они пишут и принимают не просто так, а чтобы уволить руководство НБУ и лишить регулятор независимости. Чтобы вернуть все «как было» до 2014 г и запускать печатный станок.

Читайте также: Сколько можно заработать на облигациях разных стран

Но независимость НБУ является ключевым условием сотрудничества с МВФ. Фонд постоянно это подчеркивает. А если Украина потеряет МВФ, то в трубу полетит и вся экономическая стабильность. И вот тогда мы узнаем, что такое на самом деле пирамида государственного долга. Но это уже никому не понравится.