Главные условия для получения первого транша – открытие рынка земли и запрет возврата прежним владельцам национализированных банков – Украина выполнила.

Читайте также: «Антиколомойский» закон: почему вкладчику придется осваивать банковский учет

А вот дальше Киеву снова придется взяться за домашнее задание. Второй транш ожидается с сентября, третий – в следующем году.

Чтобы их получить, нужно будет выполнить еще ряд условий, которые прописаны в новом Меморандуме об экономической и финансовой политике.

Читайте также: В Нацбанке рассказали, как именно транш МВФ поможет в преодолении кризиса

Новые условия не менее жесткие, чем предыдущие. И даже представители власти пока не готовы признать, что готовы взять под козырек.

«Есть программа stand by — это кредит, на который уже нет никаких условий… А дальше есть новая программа сотрудничества с МВФ, где есть проект меморандума, в котором многие вещи изложены так, что не будут восприняты ни украинским обществом, ни парламентом. Поэтому здесь придется вести жесткие переговоры, и не факт, что они приведут к какому-то результату», — прокомментировал несколько дней назад ситуацию глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.

Но времена, когда Украина могла получать деньги лишь за обещание реформ, давно в прошлом. Теперь Фонд работает с нами по жесткой схеме: сначала реформы – потом деньги.

Поэтому, если власть рассчитывает на новые транши, придется выполнять структурные маяки. Какие они, разбирался «Минфин».

«Минус» антикризисные программы поддержки

Пока Украина будет бороться с COVID-19, МВФ готов закрывать глаза на бюджетные разбалансировки. То есть, украинская власть может выходить за пределы жесткого бюджетного дефицита и наращивать социальные программы, если сможет.

МВФ позволяет в этом году увеличить дефицит бюджета до 8%: кассовый разрыв может составить до 300 млрд грн. Для сравнения, за январь-май госбюджет уже сведен с дефицитом в размере 47,8 млрд грн.

Но «праздник» продлится не долго: только Киев сообщит о преодолении болезни, вынужден будет снова вернуться к выполнению жестких правил: до конца программы Украина должна достичь профицита первичного бюджета (сводный бюджет «минус» расходы на обслуживание долгов) на уровне 1 – 1,5% ВВП, а также не превышать планку в 60% соотношения долга к ВВП.

По информации Минфина, на 30 апреля государственный и гарантированный государством долг Украины составляет свыше 2,19 трлн грн или $81,43 млрд. Соотношение общего госдолга к уровню ВВП составляет около 55%.

Но надо учитывать, что в ближайшее время мы будем наращивать долг, а экономика будет падать: до конца года скатится в «минус» до 7% (по прогнозу МВФ). Поэтому Украина вплотную приблизится к предельной отметке.

Следовательно, о расширении социальных программ и кризисной поддержке в ближайшей перспективе не может даже идти речь.

Читайте также: Почему банки «саботируют» программу доступных кредитов «5-7-9»

Отдельно прописывается, что бюджетная программа «Фонд для борьбы с COVID-19 и его последствиями» будет действовать не дольше 31 декабря 2020 г. Хотя весь цивилизованный мир планирует сохранить программы поддержки национальной экономики минимум на следующий год.

Никаких новых поблажек для малого бизнеса

Одновременно украинское правительство должно поработать над увеличением бюджетных доходов. Путь выполнения этой задачи стандартный – реформирование налоговой и таможенной сфер.

«У нас есть большие резервы в части таможни и вывода прибылей в офшоры. Это две статьи, по которым наше государство теряет больше всего. Если их упорядочить, то выиграет и бюджет, и бизнес», – убежден старший экономист CASE-Ukraine Владимир Дубровский.

Впрочем, эти реформы стабильно перекочевывают из программы в программу. Но преодолеть коррупцию в фискальной сфере не смогла ни одна власть. Справится ли с этой задачей нынешняя? – Вряд ли.

Но соответствующий пункт в Меморандуме с МВФ автоматически будет означать, что о кардинальных либеральных изменениях в налоговой системе тоже можно забыть на время сотрудничества с МВФ. По крайней мере, о введении налога на выведенный капитал – точно. Поскольку эта система существенно сократит бюджетные поступления. В первый год точно.

В Меморандуме отдельно отмечается, что в течение действия новой программы не будут вводиться новые налоговые льготы или другие привилегии.

Увеличение лимитов для ФОПов, скорее всего, было последней поблажкой для малого бизнеса.

Теперь можно забыть о расширении критериев применения «упрощенки». Впрочем, как и об идее создания отдельной группы ФОП для представителей ІТ-отрасли.

«Мы воздержимся от критериев применения упрощенной системы налогообложения и введения новых категорий налогоплательщиков, подпадающих под такую систему», – говорится в Меморандуме.

Зато будут создаваться стимулы для МСБ переходить на общую систему налогообложения. Однако, какие именно – не указывается.

Тотальное декларирование доходов и контроль

К концу сентября под контролем МВФ должна быть разработана система декларирования доходов.

«МВФ подталкивает нас к тому, что все-таки нужно легализовать те огромные объемы активов, которые накопились в теневом секторе. Как это будет происходить, каким образом облагаться налогом и в каких размерах – пока все неопределенно, но мы движемся к нулевому декларированию активов», – уверен основатель инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.

Горячим сторонником этой идеи всегда был глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он предлагал провести амнистию капиталов, а после этого – ввести всеобщее декларирование.

Кроме того, вновь актуализируется вопрос создания единого органа финансовых расследований, который будет заниматься всем спектром экономических, финансовых и налоговых преступлений.

«Условия создания этой структуры не указываются. Чтобы от нее действительно была польза, ее нужно создавать с чистого листа, а не как сборную солянку из коррумпированных офицеров, которые там работают сегодня», – отмечает Владимир Дубровский.

Пенсионеров оставят без разовых выплат

Все обещания власти по уменьшению пенсионного возраста также можно забыть. В Меморандуме сказано, что пенсионная реформа, начатая в 2017 году, будет продолжена. При этом правительство берет на себя обязательство воздерживаться от:

  • каких-либо решений, которые ведут к снижению пенсионного возраста. Еще совсем недавно пропрезидентская партия предлагала позволить женщинам, которые имеют 30 лет и больше стажа, выходить на пенсию в 55 лет;
  • разовых выплат пенсионерам. Другими словами, об обещанных 500 грн доплаты к пенсии тем, кому за 70 лет, в 2021 году можно забыть. 80-летним в этом году повезло больше, свои 500 грн они получили;
  • назначение новых специальных пенсий или привилегий.

Отдельно обсуждается вопрос накопительных пенсионных систем. МВФ вроде бы и не против этой идеи, но подчеркивает необходимость создания надлежащих условий для ее воплощения.

По подсчетам премьера Дениса Шмыгаля, при условиях введения пенсионной накопительной системы, человек, якобы, сможет отложить на старость 1 млн грн.

«Премьер предлагает 2% взять из НДФЛ и 2% из ЕСВ, то есть 4%. Возьмем для расчетов среднюю заработную плату – 10000 грн. 4% из этой суммы — это 400 грн, в год – 4800 грн. А теперь умножим эту сумму на 35 лет. Получается 168 тыс. грн. Чувствуете разницу – где 1 млн, а где 168 тыс.? А если еще учесть, что 70% бизнеса платит зарплату не среднюю, а минимальную, то эту сумму надо разделить на два. Так откуда взялся миллион?», – удивляется экс-министр соцполитики Андрей Рева.

К тому же, он опасается, что в украинских реалиях негосударственные пенсионные фонды, которые будут накапливать сбережения населения, могут превратиться в финансовые пирамиды и оставить пенсионеров ни с чем.

Читайте также: Украинцы «подарили» организаторам финансовых пирамид более $1 млрд

Должники — с вещами на выход

Украина обещает применять рыночную схему ценообразования на энергоносители без какого-либо верхнего предела. С 1 июля 2020 года, после утраты силы постановления Кабмина №867 о спецобязательстве Нафтогаза по продаже газа для нужд населения, цены будут определяться рыночными условиями.

«Говорить о том, приведет ли это к увеличению или уменьшению цены на газ – трудно. Если учитывать нынешний кризис, то, убежден, что до конца года цена будет низкой. В следующем году тарифы могут быть существенно пересмотрены», – считает директор института социально-экономической трансформации Илья Несходовский.

Что касается тарифов на отопление, то, начиная с отопительного сезона 2020-2021, они будут пересматриваться не реже одного раза в год в преддверии старта отопительного сезона.

При этом в них будут заложены газовые и сопутствующие расходы, включая капитальные инвестиции на модернизацию теплосетей. По словам Ильи Несходовского, этот пункт отражает не интересы рядовых украинцев, а очередные «хотелки» олигархов, в собственности которых находятся облэнерго.

«Это как раз то, к чему они стремились, чтобы их монопольное положение оплачивалось максимально. Таким образом, они собираются на нас зарабатывать. И очередного повышения тарифов не избежать», – спрогнозировал эксперт.

При этом платежная дисциплина будет контролироваться довольно жестко. Меморандум предусматривает возможность увеличения пени за просрочку оплаты и «упрощения режима правового принуждения». То есть, должникам можно готовиться к выселению из квартир за коммунальные долги.

Ирина Рыбницкая