О том, как пакет помощи ЕЦБ отразится на единстве Союза и какое влияние окажет на евро в будущем, в колонке для «Минфина» рассказал аналитик ИГ Универ Михаил Федоров.
Возвращение к старой проблеме
Уже целое десятилетие, начиная с мая 2010 года, Европейский Союз тонет в долговом кризисе и не может окончательно его победить. Весь мир уже наслышан о долговых проблемах Греции, о финансовых проблемах в Италии и Испании. И многим кажется, что у этой проблемы уже нет «конца и края». Из-за долгов, европейская экономика в темпах своего роста значительно отстает от других регионов мира, в том числе и от США.
На этом фоне, многие уже давно говорят о том, что ЕС в будущем может развалиться. Хотя не многие знают, что в экономическом плане, Европейская экономика в целом наиболее сбалансирована и самодостаточна, в сравнении с другими регионами мира.
У Европы нет огромного дефицита торгового баланса как у США, напротив, Еврозона имеет положительное сальдо торгового баланса, например в 2019 году оно составило 250 млрд. евро. В Европе развито и производство и сфера услуг и финансовый сектор. То есть история, когда производство находится в Китае, а капитал и потребитель в США, от чего возникают структурные перекосы в экономике, не совсем про Европу. Европа, образно говоря, сама кормит себя, и у нее нет больших структурных дисбалансов с внешней стороны, если смотреть на Еврозону в целом.
Долговая проблема южан
Все европейские проблемы связаны с внутренними дисбалансами. Северные богатые страны много производят, за счет чего обладают большими финансовыми накоплениями, которые они выдают в долг слабым южным странам, которые покупают товары северян и во многом живут в долг. Из-за этого в Европе и существует долговая проблема, поскольку она является отражением структурных дисбалансов внутри самого ЕС.
В этом плане ЕС мало чем отличается от других крупных экономик мира. Ведь везде есть слабые и сильные страны или регионы. Например, в США есть слабые и бедные штаты, такие как Алабама, Арканзас или Теннеси. И если условно, выделить их финансовое состояние в отдельную страну, то они мало чем будут отличаться от Греции.
Читайте также: Германия согласовала пакет спасения экономики на 130 миллиардов евро
Будь они в тех же условиях, что и Греция, они также копили бы долги. Но в США есть федеральное правительство, которое перераспределяет ресурсы между всеми, и богатые штаты за счет этого всегда де-факто дотируют бедные штаты. За счет этого внутренние дисбалансы внутри страны сглаживаются. А жители богатого Нью-Йорка, или Калифорнии, не говорят о том, что они кормят жителей бедной Миссисипи. У Америки общий «кошелек», и он стерилизует внутренние дисбалансы.
В Европе все не так, как в США. ЕС не единое государство, и у всех стран отдельные «кошельки». И нет сильной центральной власти, поскольку значительная часть полномочий находится у самих государств. Любое важное решение, не может быть принято властями ЕС самостоятельно, а требует одобрения всеми странами-участницами, в том числе и виде ратификации решения в парламентах всех стран. А поэтому центральная власть не может выступить как правительство США, и стерилизовать проблему внутренних дисбалансов в Европе.
Кризис изменил подход
Еще в 2010 году, с появлением долгового кризиса в Греции, в Европе была идея по созданию единого долга ЕС. Если бы тогда ЕС реализовал бы эту идею, то долговой кризис бы не получил развития. Потому что европейские долги — это, в основном, внутренние долги. И если долг Греции размыть на всех, то в этом случае и отдавать их будут все, по сути сами себе. Но в такой конструкции, богатые северяне будут дотировать бедных южан. Поэтому богатые были против этого, и идея с единым долгом не была реализована. И Европа не может разрешить эту проблему до сих пор.
Но все движется и меняется. Корона-кризис своими проблемами поставил Европе ультиматум, при котором ЕС должен либо еще более интегрироваться, либо этот Союз действительно развалится. Ведь Южные страны из-за корона-кризиса окажутся в тяжелой экономической ситуации. Проблема долгов вновь будет больно бить по их «кошельку», и естественно они будут недовольны своими богатыми соседями. От чего на предстоящих выборах, во все властные структуры, будут массово побеждать так называемые «Евроскептики», которые и развалят ЕС.
Корона-кризис заставил две крупнейшие экономики Европы — Германию и Францию осознать положение ЕС, и госпожа Меркель с Макроном предложили план по восстановлению экономики ЕС, который приняла Еврокомиссия на 750 млрд евро.
Важность этого плана заключается в том, что впервые за многие годы, финансирование этого плана будет осуществляется всеми странами ЕС на паритетной основе, а заимствования будут происходить от имени самого Европейского Союза.
Если не вдаваться в подробности, то суть этого плана в том, что впервые за многие годы, этот план предусматривает общий «кошелек» ЕС, без разделения на «твое» и «мое». Новый план Еврокомиссии создаёт предпосылки для создания единого долга ЕС. А такой подход может кардинально изменить всю финансовую обстановку в Европе. С единым «кошельком», больше не будет слабых стран, не будет дефолта Греции, поскольку ее долги растворятся как общие обязательства ЕС. Долговые бумаги Италии и Германии будут стоить одинаково, и долговой кризис в Европе закончится, за счет более тесной финансовой интеграции в Европейском Союзе.
Читайте также: Мировую экономику ждет новый инфляционный кризис
У этого плана, конечно же, есть противники в лице богатых северных стран, таких как Нидерланды, Австрия, Дания и Швеция. Они все еще не хотят дотировать бедные страны, и потенциально их позиция может помешать принятию этого плана. Однако самые крупные и влиятельные страны ЕС, в лице Германии и Франции, уже за этот план. И более того, они и предложили этот план Еврокомиссии, а поэтому шансы на принятие этого плана достаточно велики.
Долг объединяет
Конечно же, этот план если и будет принят, то это не произойдет быстро. Его еще нужно будет утвердить на саммите ЕС, и затем парламенты европейских стран должны будут его ратифицировать. И в этой связи, в ЕС еще будет много споров об этом плане, и еще нет никаких гарантий того, что он будет принят.
Если Европа примет этот план, то Европейский Союз наконец-то решит свой долговой кризис, и сделает огромный качественный рывок вперед по пути интеграции. Тогда ни о каком потенциальном развале ЕС, уже не будет и речи. Общий «кошелек» объединит ЕС, и Европа станет крепче и сильней. Если же этот план не примут, то ЕС действительно может развалиться.
Читайте также: Как антикризисные меры ЕЦБ повлияют на курс евро и украинские евробонды
Судя по росту курса евро в последнее время, надежды на положительный исход достаточно велики. И для евро, положительный исход будет очень позитивен. Без долговой проблемы в ЕС, евро, который падает в цене по отношению к доллару с 2008 года, напротив, начнет расти по отношению к нему, и речь будет идти не о локальном росте на один раз, речь будет идти о большом многолетнем тренде роста.