— Как в целом сегодня чувствует себя бизнес?

— Еще в начале апреля СУП делал опрос среди предпринимателей. Его результаты показали, что уже на тот момент 6% респондентов закрыли бизнес, а 51% отметили, что их запаса прочности хватит только на месяц карантинных ограничений.

— То есть, на данный момент около 60% бизнеса уже на грани выживания?

— Возобновить работу для бизнеса – критически важно, иначе будем иметь много банкротств и еще больше безработицы. Только прекращение деятельности наиболее пострадавших сфер – туризма, общественного транспорта, ТРЦ, частных дошкольных учебных заведений, заведений общественного питания (не все имеют террасы), спортивных комплексов – грозит безработицей более 2 млн человек.

Падение доходов ресторанного бизнеса приводит также к негативной цепной реакции в смежных секторах, в том числе и для отрасли производства пищевых продуктов. При этом рынок индустрии гостеприимства достаточно разрознен и недостаточно защищен. Поэтому СУП две недели назад создал Комитет по развитию HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), который будет способствовать более быстрому выходу отрасли из кризиса. Комитет уже обратился к Правительству с инициативой разрешить работу заведений не только на вынос и обслуживание на летних площадках, но и непосредственно в заведении с соблюдением определенных ограничивающих мер.

Стоит понимать, что от этого кризиса пострадал весь бизнес – кто-то оказался сильнее, кто-то слабее. Падение доходов трети предпринимателей достигает 90%-100%.

Читайте также: Сколько Украина потеряла из-за карантина

— Какая картина в сфере торговли?

Казалось бы, что здесь должно быть все в порядке, ведь много предприятий не приостанавливали работу, плюс быстро смогли перевести бизнес в онлайн. Но вот цифры: 83% предприятий розничной торговли уже оказались в глубоком кризисе. 2/3 отмечают падение продаж. Экспорт ограничен, нарушены цепочки поставок — как следствие, в большинстве секторах члены СУП отмечают снижение от 50 до 80% объемов производства или доходов.

— Как сильно локдаун зацепил строительство?

По словам представителей рынка, в начале карантина строительство упало на 5,5%, за апрель-май – уже на 20-30%. К тому же будут существенно отложены сроки сдачи объектов строительства. В более 20%, что строятся сейчас, сроки сдачи будут сдвинуты на 2-4 месяца. Более четверти – на полгода. А для 15% объектов задержка может составить даже больше года.

Что касается аренды, то здесь тоже имеем сумасшедшие убытки. Украинский совет торговых центров посчитал, что владельцы ТРЦ недополучили 7 млрд грн арендных платежей. А их арендаторы потеряли 50 млрд грн товарооборота за два месяца простоя.

Хорошо, на первый взгляд, должна чувствовать себя фармацевтика. Но и тут не все хорошо. В ритейле они тоже упали, так как снизились все госпитальные и безрецептурные продажи.

Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина

— Были ли варианты уменьшения негативного воздействия карантинных мер на бизнес?

— Мы предлагали сконцентрироваться на экономически взвешенном подходе к ограничивающим мерам. Они должны были бы внедряться в зависимости от ситуации, которая складывается в конкретном регионе. На такой подход экономика отреагировала бы позитивнее. (Прим. — перед выходом интервью Правительство утвердило модель гибкого карантина)

Также мы предлагали гибкий выход из карантина. С 12 мая при отсутствии всплеска заболеваемости мы должны были войти во второй этап, который предусматривал восстановление работы общественного транспорта городского и междугороднего сообщения.

Правительство решило по-другому. Хуже всего, что принятые меры непоследовательны, и чтобы помочь бизнесу – их недостаточно.

Читайте также: Заставят ли предприниматели власть ускорить ослабление карантина

— Помогли ли смягчить последствия локдауна меры по уменьшению налоговой нагрузки?

— Большинство шагов хаотичные и половинчатые. Как следствие, даже хорошие решения часто не работают на практике.

Например, одним из наших предложений было создание компенсаторного механизма, направленного на сохранение рабочих мест. Речь шла об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда. Предлагали отменить ЕСВ хотя бы для наиболее пострадавших отраслей, как минимум на период карантина, а как максимум – до конца года.

Взамен эту норму ввели только для ФОПов и самозанятых лиц. И к тому же такое ослабление не распространяется на их штат работников.

Другая инициатива – компенсировать работодателю часть зарплаты работника, если сохранено рабочее место. Такую поддержку внедрили со значительным опозданием. Целый месяц пришлось ждать механизма, по которому будет работать эта программа.

Возьмем мораторий на проведение проверок. Мы требовали его установить до конца года, но имеем только до конца карантина. Почему этот вопрос важен? Все знают, как проходят проверки контролирующих и налоговых органов. Если в сегодняшних условиях предприниматели начнут отвлекаться еще на проверки, то ни о каком восстановлении не может идти речь.

Далее, плата за пользование землей и недвижимостью отменена. Действительно, государственные и коммунальные арендодатели выполняют правило не взыскания арендной платы. Относительно налога на недвижимость и землю — он не взимается, но только за один месяц, и лишь за то, что используется в хозяйственной деятельности.

Арендная плата — очень больной вопрос для предпринимателей. Арендаторы освобождаются от уплаты арендной платы за пользование имуществом на время карантина. Но на практике этот вопрос оказался очень спорным. Все зависит от заключенного договора, и многие арендодатели просто отказываются идти на уступки. Знаю случаи, когда арендодатели требовали или заплатить за арендную плату, или освободить помещение.

Читайте также: Успешный бизнес онлайн: как построить и где взять деньги на развитие

— В одном из интервью министр Минэкономики Игорь Петрашко заявил, что госпрограмма кредитования «5-7-9%», де-факто, не заработала на полную мощность. В чем причина?

— Мы проводили опрос среди предпринимателей: 95% владельцев малых и средних компаний заявили, что нуждаются в доступных кредитах. Но действующий доступ к кредитам остается ограниченным.

Согласно нашему опросу, для 60% предпринимателей сдерживающим фактором в получении средств являются ограничения в их использовании. Программа предусматривает, что деньги можно использовать на аренду или зарплату, но не все – лишь 25% от выданной суммы кредита и сроком до 2 лет.

Читайте также: Почему программой сохранения рабочих мест воспользуются лишь 15% предприятий

При этом распространяется эта норма только на кредиты, которые банк может квалифицировать, как направленные на предотвращение возникновения и распространения, локализации, ликвидации коронавируса. Но как банки будут это квалифицировать – непонятно.

Считаю, нужно увеличивать как долю на покрытие расходов на аренду и зарплату, так и срок действия даже до 5 лет, потому что это самая большая часть расходов предпринимателей.

Кроме того, предприниматели не могут удовлетворить условия по прибыльности бизнеса. Банк квалифицирует заявку в том числе по критерию «прибыльность». Но есть такие бизнесы, которые просто не могут показать прибыльность за предыдущие периоды, так как для этого нужно 2-3 года. Например, предприятия, которые занимаются выращиванием некоторых плодоовощных культур.

Мы предлагаем заменить этот критерий на другой, например, принимать во внимание операционный доход и особенности отрасли бизнеса.

Следующий сложный вопрос – банковский залог. Более 40% предпринимателей не имеют возможности внести банковский залог. Поэтому рассматривается возможность в период кризиса позволить использовать механизм личной поруки.

Если бы устранить эти ключевые препятствия, программа могла бы быть очень полезной для бизнеса.

Заказать страховку от COVID-19 на портале «Минфин»!

— Какие шаги государства, по вашему мнению, помогут бизнесу быстрее восстановиться?

— Сегодня особенно важно проанализировать все вызовы, вставшие не только перед нашей страной, но и всем миром, и сформировать дальнейшую экономическую стратегию страны. Правительство должно было бы использовать эту ситуацию для создания инфраструктурных условий для быстрого начала бизнеса, упрощения администрирования и дерегуляции.

Остановлюсь на нескольких важных пунктах, которые предлагает СУП. Первый — проведение так называемой гильотины регуляторных нормативно-правовых актов и введение электронного документооборота.

Сегодня в Украине более 50 тыс. нормативно-правовых актов регулируют деятельность бизнеса. За шесть волн дерегуляции Кабмин отменил 760 устаревших нормативно-правовых актов, большая их часть – советское наследство. «Регуляторная гильотина» была проведена более чем в 10 странах мира. Лучший пример – Южная Корея, в которой таким образом отменили 49% регуляции и еще 22% — значительно смягчили.

Как следствие, Южная Корея получила рост ВВП – 4,4%, создала 1 млн дополнительных рабочих мест, прямые иностранные инвестиции составили $37 млрд.

Второй - введение налога на выведенный капитал (НнВК) для всех компаний. До сих пор единственным аргументом против замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал были потенциальные потери бюджета. Однако карантин и мировой кризис привели к снижению бизнес-активности и убыткам бизнеса и в ближайшие годы налог на прибыль не будет получен в запланированных объемах. Поэтому мы предлагаем использовать эту возможность — в сегодняшних условиях НнВК станет инвестиционным инструментом для бизнеса.

Третий – уменьшение ЕСВ. Только ослабив нагрузку на фонд оплаты труда, можно стимулировать выход из тени рынка труда и развитие экономики. Мы предлагаем начать постепенное, в три этапа, уменьшение ЕСВ – с 22% до 10%.

По модели, которую мы предлагаем, на первом этапе начисления ЕСВ ограничивается путем уменьшения максимальной базы для начисления взноса до двух минимальных заработных плат (МЗП). На втором этапе — до одной МЗП, на третьем – единый социальный взнос равен 10%. За счет уменьшения ставки ЕСВ, увеличиваются поступления НДФЛ, поскольку больше работодателей оформляют работников, которые и уплачивают НДФЛ.

Четвертый - создание единого органа финансовых расследований. Нельзя, тем более во время кризиса, допускать по несколько подразделений из экономических расследований правоохранительных органов к бизнесу. В этом контексте продление моратория на проверки бизнеса до конца года крайне необходимо.

Трудно сказать, как долго будет длиться период восстановления бизнеса. Его точно не стоит ждать по несколько месяцев. Это структурный глубокий кризис, который точно не похож на другие. К тому же сегодня мир находится в состоянии рецессии и мы на пороге нового экономического кризиса, который может длиться 2-3 года.

Сколько времени нужно бизнесу для восстановления и смогут ли некоторые бизнесы вообще возобновить работу — напрямую зависит от скорости внедрения реформ для экономического восстановления.

Читайте также: Сколько бизнес тратит на борьбу с пандемией коронавируса

Беседовала Ирина Рыбницкая