Доминик Меню — один из самых интересных банкиров бывшего СНГ. Он сделал карьеру в крупнейшей финансовой группе мира — BNP Paribas. Начинал с вопросов финансирования крупных проектов, таких как авиация или морское дело, заключая контракты на всех 5 континентах.
В Украине Доминик Меню работал с 2005 года, когда он создал и возглавил представительство банка. Он также руководил представительством BNP Paribas в Казахстане, был советником группы по Центральной Азии.
После завершения контракта с BNP Paribas Доминик Меню работает независимым членом набсовета государственного Укрэксимбанка.
«Минфин» поговорил с ним о том, каким может стать мир после карантина, как нынешняя ситуация отразится на финансовом секторе и мировой экономике.
«Все зависит от того, когда появится вакцина»
Как может измениться мировая экономика в результате нынешнего кризиса?
То, что происходит сегодня — это необыкновенный кризис. Коронавирус влияет на всю мировую экономику. Раньше мы делали прогнозы и верили, что можем контролировать большинство процессов. Но сейчас прогнозировать последствия гораздо труднее. Все зависит от того, когда будет найдена вакцина.
МВФ считает, что экономика переживет процесс, описываемый латинской буквой U — то есть после сильного спада мы вернемся на прежний уровень. Я также считаю U-сценарий более вероятным. Но есть риск, что кризис примет форму буквы L, т.е. экономика может оказаться более слабой. Вполне возможно, что для некоторых стран кризис пройдет по L-сценарию.
Какие страны выйдут из кризиса с меньшими потерями?
Например, Украина легче переживет кризис, чем многие другие страны, поскольку она может много зарабатывать на экспорте продуктов питания. Кроме того, из-за войны и многих кризисов в вашей истории, украинцы более устойчивы к сложностям, поэтому сейчас вам будет проще.
Государства, у которых нет выходов к морю, сегодня в гораздо более сложной ситуации, чем страны с морскими портами. Море — это свобода торговли.
Сложнее всего будет странам, которые зарабатывают на нефти и газе. Например, Саудовская Аравия высылает из страны иностранных рабочих. Многие страны просто закроют рынки труда для мигрантов. Это ухудшит политическую ситуацию в ряде государств, которые отправляют работников за границу.
Есть ли у Украины другие преимущества, которые могут ей помочь пройти кризис? Например, насколько вероятно, что другие страны захотят перенести свои производства из Азии в Украину?
Пока еще рано говорить об этом, но Украина выигрывает благодаря соглашению о партнерстве с Европейским союзом. Поэтому у нее будут хорошие возможности, если европейские компании решат перевести производственные мощности из Китая в Европу.
Читайте также: Смогут ли наши заробитчане работать на Европу из дому
Какие страны усилят свою роль в мировой экономике в результате карантина? Правда ли, что Китай сможет начать оттеснять США на второй план?
Некоторые страны, такие как Китай и Германия, развивали свою экономику в основном за счет экспорта. В течение многих лет США были их клиентом номер один: МВФ указывал на этот факт многие годы, и такая ситуация не могла продолжаться вечно.
Кризис Сovid-19 действует как катализатор для изменений в международной торговле. Импортеры осознали, что слишком сильно зависят от других стран. Точно будет некоторое перераспределение, но говорить что именно и как — пока еще слишком рано. Многое будет зависеть от пересмотра действующих соглашений о свободной торговле.
Что будет с идеей глобализации?
Трансформация глобализации будет зависеть от решений политиков разных государств. Думаю, будет больше протекционизма, и это изменит саму идею глобализации. Вероятно, страны временно откажутся от нее, но со временем снова откроют границы и рынки. Через 5 лет мы вернемся к той ситуации, которая была до коронавируса.
«Все будет зависеть от того, как Китай решит вопрос с должниками»
Как будет меняться структура экономики?
Это зависит от того, насколько и в каком виде сохранится мировая торговля и международные торговые отношения. Если мы будем исходить из того, что государства будут вынуждены сконцентрировать большинство экономических процессов внутри самих себя, то мы увидим решения о сокращении связей с другими странами, в том числе, с Китаем. Государства могут вернуть заводы, в т.ч. производства для медицинской отрасли, из Азии. Появятся новые протекционистские законы.
Вы допускаете, что корпорации оценят плюсы удаленной работы и мы увидим сокращение аренды и количества офисов?
Без живого общения решить многие вопросы сложно. Я думаю, что влияние удаленной работы будет - спад офисной недвижимости и так далее, но не такое сильное, как прогнозируют.
Возможна ли новая цепочка долговых кризисов?
Конечно, это возможно. Вот почему президент Всемирного Банка Дэвид Малпасс предложил ввести международные кредитные каникулы для самых бедных стран.
Также нужно помнить, что многие страны получали значительные объемы финансирования от Китая на развитие инфраструктуры и сейчас они вынуждены просить реструктуризировать эти долги. Китаю принадлежит порядка 40% долга многих государств. И мы не знаем точно, сколько Китай раздал кредитов развивающимся странам. Для меня это одна из самых острых точек на карте современного мира. Об этом подробно рассказывает исследование Национального бюро экономических исследований США (его авторы рассмотрели кредиты Китая 152 странам и пришли к выводу, что более 50% кредитов, выданных Поднебесной, — непубличные, т.е. о них неизвестно ни МВФ, ни Мировому Банку — «Минфин»).
По данным ЮНКТАД в 2020-2021 годах развивающимся государствам не хватит $2 трлн для выполнения обязательств по долгам. Это может привести к долговому кризису, в который будут втянуты кредиторы в промышленно развитых странах. Как избежать катастрофы?
Решения найдутся на основе международного сотрудничества. Ключевым вопросом будет — как Китай и другие международные финансовые организации решат вопрос с должниками.
Будет ли расти долговая зависимость от Китая после кризиса, и от чего это зависит?
Если учесть, что на бумаге объем золотовалютных резервов Китая в три раза больше, чем возможности МВФ ($1 триллион), то на первый взгляд вы бы ответили «да». Но мы должны учитывать, что большая часть валютных резервов Китая может быть заблокирована, инвестирована в различные проекты, то есть они не могут быть легко высвобождены для использования. Поэтому ответить здесь сложно. Мы должны понимать, что недостаточно знаем о масштабах реальных активов Китая за рубежом. Что действительно известно, так это то, что многие беднейшие страны Азии и Африки должны Китаю значительные суммы денег, и сегодня это реальная проблема для этих стран.
Читайте также: Что придет на смену доллару — китайский юань или мировая крипта
«Количество банков в Украине будет сокращаться»
Как во Франции государство поддерживает экономику?
Франция помогает предприятиям, которые не могут работать во время карантина, и предоставляет им льготы, дотации, кредитные каникулы.
Еженедельно появляются новые и новые меры по поддержке (для поддержки экономики Франция уже выделила 300 млрд евро — прим редакции). На предприятиях, которые остановили свою работу, выплачивают 85% зарплаты за счет государственных дотаций.
Основная идея французского правительства — скопировать меры, предпринятые Германией в 2008-2009 годах. Тогда Германия приняла решение помогать своим предприятиям, чтобы сохранить в хорошем состоянии рынок труда до периода подъема экономики.
Банковские отделения во Франции работают?
Во время карантина все банковские отделения были закрыты, банки работали только онлайн. Люди стали меньше использовать наличные, потому что боятся рисковать и трогать банкноты. Растет количество бесконтактных платежей.
Франция сосредоточила свои усилия на оказании помощи компаниям, которые и являются клиентами банков, поэтому можно сказать, что это косвенная помощь финансовому сектору. Но до сих пор прямой помощи самому финансовому сектору не было.
Какие меры помощи банкам и населению были бы нужны в Украине?
Я много месяцев нахожусь во Франции, и сейчас мне непросто давать точные оценки действиям НБУ. Но точно скажу, что по-прежнему очень актуальна проблема защиты прав кредиторов. Некоторые недобросовестные заемщики могут воспользоваться карантином, чтобы не платить банкам.
Конечно, необходимы кредитные каникулы — их нужно предоставлять компаниям, желающих работать и быть партнерами банков. Бизнесмены, которые берут кредиты на свои предприятия, должны предоставлять свои личные гарантии.
Читайте также: Эксперты подсчитали, сколько может потерять мировая экономика из-за пандемии коронавируса
Какие банки могут покинуть рынок из-за карантина?
В Украине доля госбанков в активах банковской системы составляет 60% (по данным НБУ на 1 января 2020 года). На международные банки из Европы, России и других регионов приходится 27% активов. Частные банки из Украины занимают всего 13% активов. Всего в стране есть 75 банков. И я думаю, что количество их будет сокращаться.
Маленьким, нишевым банкам будет очень сложно адаптироваться к международному законодательству.
Международные банки будут сейчас концентрироваться на своих домашних рынках. Я не думаю, что мы в ближайшие годы увидим заметную экспансию мирового банковского капитала в Украине.
Мы можем увидеть выход из Украины иностранных банков?
Скорее всего, нет: иностранные банки в Украине реструктурировали свою деятельность после кризиса 2008 года и теперь показывают очень хорошие результаты. Исключение могут составить более мелкие игроки из иностранных банков, но они должны будут найти покупателей, что в данный момент непросто.
Представители украинского бизнеса часто жалуются, что иностранные банки устраивают им жесткие проверки или вообще отказываются работать с клиентами из Украины и пост-советского пространства. Что делать бизнесу, который хочет открывать счета за границей?
Комплаенс будет усиливаться. Мы пережили шок, когда в 2014 году BNP Paribas заплатил в США $9 млрд штрафа за нарушение норм комплаенса. Проверяют всех.
Как вы смотрите на получение Укрпочтой банковской лицензии?
Нужно отделять банковские операции от простого получения наличных. Для последнего, не нужны отделения, достаточно банкоматов, которые банк может ставить в отделениях Укрпочты. Проведение других банковских операций требует огромных инвестиций. На данный момент у меня недостаточно информации, насколько такие вложения реальны для Укрпочты.
Пользовались ли вы когда нибудь криптовалютами?
Нет, и я их опасаюсь. Потому что очень сложно узнать, кто в конце концов контролирует эту схему. Моя точка зрения — что криптовалюты созданы для того, чтобы обходить законодательство.
Но сегодня даже центробанки говорят о том, что тоже хотят основать свои криптовалюты… Как вы оцениваете такие заявления?
Работа центральных банков заключается в том, чтобы наблюдать за тем, что происходит на финансовом рынке, в том числе и за криптовалютами. Но я не припомню, чтобы центральные банки были готовы выпускать криптовалюты. Кстати, я не верю, что это будет в их мандате.
Насколько будет востребована технология blockchain?
Её будут продолжать использовать. Потому что очень актуальной будет вопрос защиты от мошенничества.
Беседовала Маргарита Яковлева