По замыслу чиновников, майнинг криптовалют должен обеспечить дополнительный рынок сбыта электроэнергии, которую вырабатывают АЭС. Такая идея возникла на фоне перепроизводства электричества.
Народный депутат прошлого созыва Алексей Мушак объяснил на своей странице в фейсбук, стоит ли запускать такой проект на АЭС и удастся ли на нем заработать.
Технические и политические решения
Раз пошла такая жара по майнингу крипты на атомных станциях, то я и скажу. На правах человека, который участвовал в построении нескольких криптоферм.
Из плюсов. Технологически это не проблема. Современное оборудование может включаться и выключаться через минуту. Соответственно майнингом можно сглаживать любые колебания потребления и генерации. Причем мегаоперативно, буквально мгновенно. Саму ферму на 100 МВт при получении всех разрешений можно построить за 6-8 месяцев. Инвестиции порядка $1 млн на 1 МВт. Поэтому с технологической стороны инициатива правильная.
А теперь пошли нюансы. В 2014 году Украина была мировым лидером майнинга и владела на пике до 30% рынка. Но произошел доблестный рейд СБУ по защите национальной безопасности. А причастных к майнингу ІТшников запаковали в качестве участников финансирования терроризма. После этого особого желания иметь дело с государством Украина у продвинутых майнеров нет. Более того они разъехались по миру и построили подобные центры в Грузии, Канаде, Финляндии, Азербайджане и других странах.
Идея потерянного времени
В 2016-2017 годах с идеей сделать майнинг на АЭС обращались к тогдашнему президенту Порошенко. Но он ответил, что влезать в это не хочет, потому что американцы отобьют руки. Просто он тогда еще не знал, что американцы сами помайнить у себя не против. А так история могла пойти в другую сторону.
Читайте также: Что придет на смену доллару — китайский юань или мировая крипта
Параллельно были попытки выйти напрямую на директоров АЭС. И на некоторых из станций все-таки подпольно установили майнинг-оборудование. Поэтому это не является чем-то новым для Украины. Более того в стране достаточно сильных команд, которые готовы быстро построить всю необходимую инфраструктуру.
Вопрос в том, что подобное решение запоздало этак на 3-4 года. Как раз сейчас происходит halfing или уменьшение бонуса за вычислительные операции с 12,5 до 6,25 биткойна за блок. Поэтому лучшие времена майнинга позади. Плюс должен быть привлекательный тариф на уровне $0,02-0,03 за 1 кВт, поскольку на уровне $0.04 уже большая конкуренция в мире. И это еще не все, ведь включаются риски страны.
В Канаде привлекательный тариф формируется на рынке и это дает ему легальность. В Узбекистане или Азербайджане за счет сильной и надежной центральной власти. И там, и там можно быть уверенным в 5-10 летней перспективе и низких ценах. Что в этом плане может предложить Украина? Потому что инвестиции в майнинг безвозвратные — основное оборудование очень узкоспециализированное и не может быть использовано в других целях.
Работа на внутренних ресурсах
Теоретически решение этой проблемы может быть следующим. Внутри страны уже существующих майнинг мощностей где-то на 200-300 МВт, а то и больше. Часть из них простаивает, потому что тариф на электроэнергию не привлекательный.
Соответственно, их можно оперативно загрузить, дав возможность покупать электричество у АЭС напрямую. Условно с 8:07 до 8:42 работаем на 7 МВт, а с 10:48 до 12:37 на 120 МВт, с 18:03 до 20:47 на 2 МВт, а с 22:35 до 6:05 на 300 МВт. И этот график можно формировать практически в онлайн-режиме.
Читайте также: Биткоин vs кризис: станет ли крипта спасением от финансовых потрясений
Но тут встанет вопрос преференций к одному из видов бизнеса. Вечная дискуссия и вечный украинский бег по замкнутому кругу без всякого результата. Поэтому напоследок – идея правильная, но запоздалая и имеет мало шансов на реализацию.