Какое налогообложение для этих компаний планирует ввести Украина, и отличается ли наш подход от наработок других стран Европы, в колонке для «Минфина» рассказала юрист практики международного бизнеса Juscutum Юлия Денисова.
Что такое цифровой налог?
Крупные международные электронные корпорации получают доход от граждан со всего мира, но налоги направляются, как правило, лишь в одну юрисдикцию. Так было раньше, но сейчас зародилась тенденция пересматривать и менять порядок налогообложения, учитывая такую, как кажется некоторым государствам, несправедливость.
Налог на цифровые услуги (Digital services tax) – это налог, которым облагаются транснациональные компании, получающие доход от пользователей определенной страны. Таким образом, устраняется несоответствие между местом налогообложения и местом получения дохода. В первую очередь, страны рассчитывают на пополнение казны налогами от таких гигантов, как YouTube, Aliexpress, Facebook, Netflix, Amazon.
Ваши ставки, господа
Великобритания с 1 апреля 2020 года установила 2% ставку налога на прибыль, полученную от британцев социальными сетями и онлайн магазинами, но есть ограничения. Под налог попадают только те корпорации, чей доход в Британии превысил $31 млн и $615 млн со всех стран.
Франция еще в 2019 году установила 3% налог на цифровые услуги от дохода, превышающего 25 млн евро на территории страны и 750 млн евро по всему миру. Италия в том же 2019 году ввела идентичную ставку, что и Франция, но с несколько заниженным порогом для прибыли внутри страны — всего 5,5 млн. евро.
Австрия с января 2020 года ввела 5%, а Чехия пошла дальше и заявила о намерении ввести 7% ставку на доход на территории республики всего от 2 млн евро. Испания намеревается ввести 3%, а вот Венгрия и Турция уже имплементировали и решили урвать по 7,5%, при этом Венгрия установила самый низкий порог на налогооблагаемый доход – лишь 300 тыс. евро на мировом рынке. Также многие страны огласили, что планируют последовать примеру соседей, среди них: Польша, Словакия, Норвегия, Латвия.
Читайте также: Apple раскрыла секретные данные о передвижении украинцев во время карантина
Каждая страна конкретизирует на какую именно сферу бизнеса распространяется сбор. Чаще всего это онлайн реклама, продажа пользовательских данных, социальные сети, онлайн магазины, доходы поисковых систем.
А у нас в Украине digital tax, а у вас?
Украина вслед за Европой поспешила немного пополнить бюджет новомодным налогом. В конце 2019 года появился законопроект №2634 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, поставляемых нерезидентами физическим лицам, место нахождения которых расположено на территории Украины.
В законопроекте дают следующее определение термину электронные услуги – это услуги, поставляемые через интернет. К ним относятся предоставление:
- изображений или текстов, в том числе фотографий, электронных книг и журналов и т.д.;
- аудиовизуальных произведений, видео, игр;
- доступа к информационным, коммерческим, образовательным и развлекательным электронным ресурсам;
- облачных технологий для размещения данных;
- программного обеспечения и обновлений к нему;
- рекламных услуг.
Основные пункты законопроекта:
- Нерезидент обязан подать заявление о регистрации в качестве налогоплательщика, если по результатам предыдущего календарного года общая сумма от осуществления им операций по поставке физическим лицам электронных услуг в Украине, превышает 1 млн грн.
- Налоговое уведомление нерезиденту, не зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, направляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику
- Налог составляет 20 процентов.
Последствия введения цифрового налога
Цифровой налог вскоре станет привычным делом, страны G20 договорились уже в 2020 году разработать диджитал налог. В апреле произошла встреча министров большой двадцатки, где было заявлено о продолжении работы по унификации налогообложения цифровых услуг.
Читайте также: Apple, Facebook, Alphabet. Как купить акции иностранных компаний
Крупным компаниям больше не удастся прятаться в низконалоговых юрисдикциях и придется терять прибыль в размере от 2% до 7% в ЕС, тем временем, как в Украине хотят получить целых 20% в случае принятия закона. Но возникает вопрос, какие меры примут в ответ корпорации и не придется ли потом расплачиваться за пополнение бюджета пользователям ресурсов?