Психолог Илья Полуденный рассказал MC.today о том, по каким причинам не работает финансовая грамотность, и как на успех в карьере может влиять наш детский опыт.
Дети не рождаются с готовыми знаниями о себе или мире. Конечно, генетика играет свою роль, но представления об отношениях, обществе или работе формируются исключительно воспитанием, обучением и культурой.
Наше отношение к деньгам и богатству зависит от среды и отношения к этому родителей. Также накладывает свой отпечаток наследие советской культуры, которое часто мешает детям идти к финансовому успеху.
Деньги — инструмент власти в семье
Во многих семьях отношения с ребенком строились через деньги: ими поощряли, в качестве наказания могли отобрать сбережения или ограничить карманные расходы. То есть деньги были инструментом воздействия и встраивались в «вертикаль власти» в семье.
Позже вместо «горизонтального» отношения к деньгам («у меня есть навыки и знания, я обменяю их на ресурсы, это выгодно для всех участников обмена») формируется «вертикальное» — как будто где-то есть взрослый «регулятор», и если вы будете себя хорошо вести, он даст вам денег.
Отсюда проблемы, которые часто скрываются за фразой «Я очень боюсь попросить о повышении зарплаты».
Дело в том, что отношения с родителями сформировали ощущение, будто о деньгах надо просить, умолять или как-то еще их заслужить. И это подменяет и зачеркивает более здоровые представления о переговорах равных людей и обмене между ними.
Читайте также: Сколько сейчас платят безработным и как получить государственную помощь
Деньги связаны со стыдом и чувством вины
К этой категории относятся родители, которые хотели «быть как все и не высовываться»: им самим было стыдно пытаться получить больше денег, и эти переживания они передавали детям.
Это могла быть семья работяг, которые всегда жили скромно и думали, что надо стараться для общества и для государства — и оно тебя со временем отблагодарит.
Установка «богатым быть стыдно или опасно» может быть связана со страхом выделиться и навлечь на себя беду. Часто здесь есть исторический контекст, например, опыт раскулачивания несколько поколений назад.
Вина перед теми, кто живет хуже, тоже может оказаться мощным тормозом для получения и накопления богатства.
Дети таких семей вполне могут хорошо зарабатывать, но заработок всегда сопровождается сомнениями и терзаниями: могу ли я купить айфон, если моя бабушка живет в однокомнатной квартире и у нее старая стиралка? Могу ли я поехать в отпуск на Бали, если родители все лето что-то высаживают и пропалывают на даче?
В таких семьях в ответ на новость о дорогой покупке никогда не скажут: «Как хорошо ты потрудился! Как я горжусь тобой!» Скорее будут закатывать глаза и попытаются пристыдить или обвинить: «Ну понятно… Жируешь… Ну что ж. Можешь себе позволить».
Читайте также: Когда карантин закончится — мир будет другим. Советы бизнесу от Билла Гейтса
Деньги вызывают зависть
Когда в ответ на какое-то желание внутри возникает энергия — это нормально. Если верно ее направить, можно получить желаемое. Но бывает, что эту энергию «сливают» в круг «зависть — обесценивание».
Речь о людях, которые возмущаются, когда видят чужую роскошную жизнь по телевизору: «Ух! Наворовали! Жулики!» За этой злостью скрывается желание тоже красиво жить, но открыто о нем не говорят и уж точно ничего в этом направлении не делают.
Ребенок тут получает противоречивое послание: с одной стороны, очень хочется быть богатым, но с другой − получается, что «богатые — зло: жулики, спекулянты, сынки крутых родителей».
Что хуже всего — ребенок не получает никаких знаний о том, как приблизиться к достатку на практике. На самом деле, чтобы стать богатым, нужно попробовать побыть богатым или хотя бы видеть богатых людей вблизи, в качестве живой ролевой модели.
Читайте также: Как правильно хранить и инвестировать деньги в кризис
Постоянный страх остаться без денег
К этой категории относятся дети, чьи родители вечно жили в страхе и говорили: «Завтра нам будет нечего есть!» (даже если это не так), «А вдруг со мной завтра что-то случится, тогда что?!»
Такие дети чутко воспринимают фоновый страх и, кстати, становятся обеспеченными чаще других. Так они пытаются заполнить эту детскую тревогу, что чего-то не хватит, и больше никогда не сталкиваться с этим страхом.
Увы, даже получив богатство, они редко умеют им наслаждаться: они напряженно приумножают и сберегают капитал, постоянно тревожатся, что все закончится, средства исчезнут или их отберут. Денег никогда не становится достаточно, и расслабление и кайф так и не приходят.