«Минфин» собрал мнение экспертов и бизнеса о том, чем обернется для отечественной экономики введение чрезвычайного положения.
ЧС уже есть, что дальше
Информация о том, что Президент планирует ввести чрезвычайное положение, появилась в начале недели. Как сообщили СМИ, ожидалось, что за это решение Верховная Рада проголосует 24 марта. Комментируя такие перспективы, Владимир Зеленский отметил, что любые действия власти будут направлены на сохранение жизни и здоровья украинцев. Но когда планируется ввести ЧП — глава государства не уточнял. «Сейчас нет необходимости введения чрезвычайного положения в Украине. На этой неделе так не выглядит, что есть такая потребность», — заявил премьер Денис Шмыгаль в эфире телеканала ICTV.
Но уже сегодня ограничительные меры были усилены. «Мы продолжаем карантин и вводим чрезвычайную ситуацию на всей территории Украины на 30 дней сроком до 24 апреля 2020 года. С возможностью его дальнейшего продолжения согласно действующему законодательству. Или, если мы справимся и победим эту ситуацию скорее, тогда будем принимать отдельное решение на заседании Кабмина», — сказал Шмыгаль сегодня на заседании правительства.
Однако, отказ от чрезвычайного положения сейчас вовсе не означает, что власти окончательно отказались от этой идеи, особенно если количество заболевших будет расти. Среди мер, которые предусматривает ЧП – изменение работы предприятий. Поскольку же цель власти как можно больше людей отправить на карантин, можно ожидать, что прекратят работу все предприятия, кроме стратегических.
Читайте также: В январе-феврале Украина экспортировала средства защиты от вирусов на $15,2 миллиона
Такую идею выдвинул министр МВД Арсен Аваков. По его мнению, работать должны предприятия критической промышленной инфраструктуры. «Остальные должны быть закрыты и люди должны быть дома на карантине. Об убытках и компенсациях подумаем и решим позже, когда выживем», — заявил министр.
Готовимся к остановке
Информация о том, что Президент планирует ввести чрезвычайное положение, появилась в начале недели. Как сообщили СМИ, ожидалось, что за это решение Верховная Рада проголосует 24 марта.
Комментируя такие перспективы, Владимир Зеленский отметил, что любые действия власти будут направлены на сохранение жизни и здоровья украинцев. Но когда планируется ввести ЧП — глава государства не уточнял.
Совсем недавно против введения чрезвычайного положения выступил премьер-министр Денис Шмыгаль. «Сейчас нет необходимости введения чрезвычайного положения в Украине. На этой неделе так не выглядит, что есть такая потребность», — заявил он в эфире телеканала ICTV.
Среди мер, которые может предусматривать ЧП – изменение работы предприятий. Поскольку же цель власти как можно больше людей отправить на карантин, можно ожидать, что прекратят работу все предприятия, кроме стратегических.
Читайте также: В январе-феврале Украина экспортировала средства защиты от вирусов на $15,2 миллиона
Такую идею выдвинул министр МВД Арсен Аваков. По его мнению, работать должны предприятия критической промышленной инфраструктуры. «Остальные должны быть закрыты и люди должны быть дома на карантине. Об убытках и компенсациях подумаем и решим позже, когда выживем», — заявил министр. Хотя решения о таких мерах Кабмин пока не озвучивал.
Ограничений уже достаточно
Перспектива полной остановки работы напугала отечественный бизнес. Ряд бизнес-ассоциаций подготовили совместное письмо, в котором указали на недопустимость мер, которые способны ударить по экономике.
«Если остановить большинство компаний, миллионы украинцев потеряют работу, а бюджет — большую часть доходов. Социальные последствия будут очень негативными, большое количество людей, не имея накоплений и потеряв средства к существованию, от отчаяния может выйти на улицу с протестами, а финансовых и организационных ресурсов для борьбы с вирусом у государства станет намного меньше. Соответственно, последствия пандемии будут действительно критическими», — предупреждают бизнесмены.
Пришло время экономить. Выбирай выгодный депозит в каталоге от «Минфина»
Представители бизнес-объединений обращают внимание, что для борьбы с COVID-19 Украина уже внедрила даже более жесткие меры, чем страны, где коронавирус получил куда большее распространение.
«Страны, где количество заболевших на миллион человек превышает показатели Украины в сотни раз (Германия, Нидерланды, Швеция), используют только часть мероприятий, введенных в Украине. В то же время, в Украине планируется новое существенное расширение комплекса мер, которое сопоставимо только с внедренными в наиболее пострадавших регионах Италии и Китая», — подчеркивают представители бизнеса.
В письме отмечается, что в случае продолжения карантина на несколько месяцев, ВВП Украины в 2020 году упадет на 9%, а курс гривны может достичь 35 грн/долл. Но если останутся работать только стратегические предприятия, то последствия могут стать еще критичнее.
На риски обратили внимание и экономисты, которые также подготовили публичное обращение к власти. «Ценой полной остановки экономической деятельности станет резкое обеднение граждан, рост преступности, падение доходов бюджета и отсутствие средств на финансирование медицины и другие критические расходы», — убеждены они.
Мир не закрывается
В том, что украинская власть может переборщить с мерами борьбы против COVID-19, убежден также президент UBC Group Игорь Гуменный. «Офисы у нас от Сантьяго до Шанхая. В таком виде как это предполагается делать у нас, с полной остановкой бизнеса, не относящегося к критической инфраструктуре, не делали нигде. Разве только в отдельных регионах Китая или Ломбардии в Италии. Везде все делается, чтобы минимизировать экономические потери», — пояснил предприниматель.
По его словам, в США для бизнесов, где работают больше 200 человек, установили специальные требования по безопасности, а где меньше – не ограничивали работу. Промышленность не останавливается также в Канаде, Испании, Португалии, Германии, Чехии. Металлургический завод работает даже в итальянской Ломбардии, подчеркивает Гуменный.
Читайте также: Полный список мер, которые ввел НБУ на банковском рынке на время карантина
«Другое дело, что были случаи заболевания на заводах в Италии, Испании, Португалии — тогда предприятия закрывали на тотальный карантин и тестирование всех контактеров, но потом и открывали», — пояснил он, как работают ограничение в западных странах.
Последствия могут быть хуже
«Остановка предприятий убьет экономику. И последствия будут хуже, чем от коронавируса. Приблизительно половина экономики Украины — это экспорт. И это преимущественно агро и промышленность. Можете себе представить, что произойдет, если эти отрасли остановятся», — предупреждает бывший министр экономики Тимофей Милованов.
«Подумайте, какой это сигнал для всего остального мира. Ни в одной стране мира не ввели ЧП из-за короновируса. Чрезвычайное положение планируют ввести в Украине, где экономика и без того ослаблена, находится в плачевном состоянии. Это просто добьет нашу экономику», — убежден основатель компании Укр-Китай Коммуникейшин Вячеслав Лысенко.
По его словам, ЧП — это шаг не к спасению от COVID-19, а к пропасти. Ведь даже предугадать, насколько тяжелыми будут последствия такого шага, невозможно.
Нанеся удар по экономике, ограничения практической пользы не принесут, убежден совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач. «Нам надо не чрезвычайное положение. Нам надо четкий и продуманный план дальнейших действий, а не вот этот хаос и болтовня. Что решит ЧП? Появится сразу новый план и люди новые?», — риторически спрашивает он.
Также, обращает внимание Деркач, даже нынешний карантин не работает, ведь, к примеру, сеть гипермаркетов Эпицентр продолжает торговлю.
На случай непредвиденной остановки работы, практически ни у кого нет финансовой подушки безопасности, считает основатель компании «Прайм» Дмитрий Леушкин.
Читайте также: Падение цен на нефть и карантин: сколько будет стоить бензин на АЗС в Украине
В то же время, убежден он, информационная волна, связанная с COVID-19, должна пойти на спад. «После недели статистики, когда число инфицированных резко возрастет за счет вернувшихся к нам заробитчан, все начнут понимать, что паника излишняя. Главное за этот период дров не нарубить», — подчеркивает он. По мнению Леушкина, у нас очень нежная и хрупкая экономика и нам нельзя умирать с голода.
Алексей Писарев