Специалисты Института экономических исследований и политических консультаций, Украинского института будущего, Центра экономической стратегии, центра «Эйдос», CASE Ukraine и EasyBusiness подготовили совместные рекомендации властям, как удержать ситуацию. «Минфин» приводит сокращенную версию.
События будут развиваться по закону Мерфи
Начало работы нового правительства совпало с очень стремительным ростом внешних рисков для Украины, которые ни одно правительство не в состоянии в полной мере контролировать. Это угроза пандемии коронавируса и резкие колебания на международных финансовых и товарных рынках, которые поставили мир на грань экономического кризиса.
В этих условиях правительство, Верховная Рада, Офис Президента, Нацбанк должны отложить любые политические споры и сделать своим общим приоритетом обеспечение экономической устойчивости.
В этот непростой период правительство должно мыслить категориями закона Мерфи: все плохое, что может произойти, произойдет. Лучше подготовиться к рискам, которые потом не оправдаются, чем столкнуться с ними будучи неподготовленными.
Не допустить дефолта
Объявление дефолта будет означать откат экономики на 5 лет назад, только в еще худшее состояние. Рынки закроются для украинских компаний, внешняя торговля, которая сегодня переживает трудности, существенно усложнится, рейтинги еще 5 лет не смогут перейти в категорию ВВ и выше, что будет означать высокие, двузначные проценты по государственному долгу.
Украина должна профинансировать выплаты по государственному долгу в рамках запланированных погашений как внешним кредиторам, так и резидентам. Только таким образом Украина сможет выйти из кризиса непобежденной.
В этом году внутренним инвесторам (включая ОВГЗ в собственности нерезидентов) государство должно эквивалент $7 млрд процентов и тела кредита, внешним – $6,5 млрд, включая 2,3 млрд средств международных финансовых организаций и официальных кредиторов.
Украинская экономика, благодаря восстановлению после кризиса 2014-2015 годов, имеет запас прочности, который позволит выдержать шторм несколько кварталов, но не более. Суммарно выплаты составляют 337 млрд грн ($13,5 млрд) или около 8-9% ВВП. Это много, но вполне реалистично при условии сотрудничества с МВФ и рефинансирования долгов по запланированному в бюджете сценарию.
Удержать бюджет
Правительство должно сформировать из имеющихся источников фонд быстрого реагирования, ведь «пожары», вероятно, будут возникать один за другим. Это может быть, например, обязательный неснижаемый остаток на Едином казначейском счету и введение бюджетного правила о финансировании незащищенных расходов только в случае превышения этого остатка.
Читайте также: Шмыгаль: Украина входит в мировой экономический кризис
Также должна стать приоритетом практика пересмотра бюджетных расходов, которую ввел Минфин в 2018-2019 годах, то есть поиск финансовых ресурсов в рамках деятельности распорядителей средств. Она должна из низкоприоритетной работы немотивированных исполнителей превратиться в одну из главных задач для каждого министра, каждого министерства и непосредственно главы правительства.
Вот перечень лишь нескольких вероятных секторов, где может внезапно потребоваться государственное вмешательство и финансирование:
Падение экономики из-за глобального карантина. Украинская экономика несет потери – и от падения мировой торговли, и от карантина внутри страны, поэтому нужен пересмотр макропрогноза и бюджета на базе нескольких сценариев. Соответственно, надо планировать бюджетные расходы по консервативному сценарию.
Расходы на здравоохранение. Речь идет о закупке аппаратов искусственной вентиляции легких и обучении персонала больниц, закупке лекарств, систем тестирования, вакцин, оборудования карантинных боксов, оплате сверхурочной работы в сфере здравоохранения.
Пособие по безработице и оплата больничных. Кризис и распространение вируса могут привести к сокращению объемов производства, а следовательно и рабочих мест, уменьшению возможностей для неполной занятости и необходимости оплачивать работникам длительных больничных.
В неспокойные времена выбирай надежный банк для сбережений в каталоге от «Минфина»
Спасение компаний и банков. Каждый из прошлых кризисов завершался национализацией банков и предоставлением государственных кредитов крупным предприятиям. Сейчас ситуация в банковском секторе более стабильна, чем несколько лет назад, у банков есть больше капитала, проблемные кредиты в большинстве учреждений реалистично оценены и зарезервированы.
Нафтогаз тоже больше не нуждается в государственной поддержке. Тем не менее, надо понимать, каким образом государство будет действовать, кто из банков и компаний может стать очередным ‘too big to fail’ и как потенциально можно этого избежать при раннем реагировании.
Нужно разработать комплекс мер по поддержке отечественного бизнеса, который больше всего пострадает от пандемии. Они могут включать налоговые каникулы, рассрочки и т.п.
Отказаться от «печати денег»
План поддержки экономики, согласованный между НБУ и правительством. Нацбанк и правительство в рамках механизма Совета финансовой стабильности вместе должны разработать план реагирования на кризис.
В Европе и США стабилизационные меры включали рефинансирования банков и выкуп активов с рынка. В Украине этот путь весьма неэффективен, потому что рефинансирование банков и прямое вливание гривневых средств во время кризиса обычно приводит к массовой покупке иностранной валюты как средства сохранения стоимости, а в случае крупных игроков – к выводу этой валюты за границу.
Читайте также: Мир ждет череда суверенных дефолтов — аналитик J. P. Morgan
Возможно следует вместо этого рассмотреть гарантии правительства или инструменты хеджирования рисков от НБУ. Простой «печати денег» быть не должно, потому что она увеличивает риск и расшатывает ситуацию. Поэтому важно сохранить независимость НБУ и вместе с правительством создать дизайн системы реагирования, которая не увеличит риски, а снизит их.
Кредитные каникулы и специальные кредитные линии для малого бизнеса. Не все малые предприятия, особенно в сфере услуг, смогут выстоять в этот период, в частности, из-за карантина. Одним из возможных инструментов помощи может быть временное снижение кредитной нагрузки на них в период, когда они не будут работать.
Контроль за предоставлением кредитов связанным лицам и предупреждение неправомерного вывода средств из банков. Высокие требования к банкам, которые НБУ ужесточил со времен прошлого кризиса, большая ликвидность банковской системы и более эффективный контроль за рисками, сейчас дают основания надеяться, что банковский кризис не приобретет таких масштабов, как во время 2014-2015 годов. Тем не менее, мониторинг и пруденциальный надзор надо усилить, особенно в случае кредитования связанных лиц.
Минимизация паники. Традиционно во время кризисов население скупает валюту или массово переводит средства из депозитов в наличку. Сейчас банки гораздо более стабильны и имеют более высокий запас ликвидности, кроме того, большая доля депозитов являются срочными, без права расторжения договоров. Но, тем не менее, ограничения операций, которые в спокойные времена являются крайне нежелательными, во время панических настроений могут сыграть роль стабилизатора.
Мерой «моральной компенсации» для граждан может стать давно назревшее повышение гарантированной суммы по вкладам в банках, с одновременным выравниванием гарантированных процентов, чтобы снизить моральный риск и поставить банки в равные условия.
Жестко противодействовать валютным спекулянтам
Гибкий курс гривны предусматривает, что НБУ не будет противостоять рыночным трендам, а будет сглаживать пиковые колебания курса. Нежелательной является как стремительная девальвация, так и сохранение сильной гривны за счет «сжигания резервов», например, в периоды выхода нерезидентов из ОВГЗ, с последующим обвалом курса.
Читайте также: Мартовское обострение: будет ли новая девальвация гривны
При наличии тренда девальвации курса, ему не следует противодействовать систематическими продажами валюты из резервов, лучшим инструментом может быть процентная политика. Но власть должна жестко противодействовать спекуляциям, панике, неправомерному масштабному выводу средств в оффшоры, активно используя имеющиеся инструменты финансового мониторинга.
Информировать общество
План действий (разработан заранее, проверенный расчетами и обучением, четкий и пошаговый) на случай вспышки вируса, должен быть заранее известен всем, чтобы минимизировать панику. Он должен включать не только сообщения о санитарных мероприятиях, но и исчерпывающую информацию о социальных и организационных вопросах деятельности власти.
Читайте также: Мир снижает налоги, чтобы защититься от кризиса. А что делает Украина
Надо регулярно информировать местную власть, руководителей предприятий, врачей, учителей, население. Речь идет об информировании о порядке обращения за кредитными каникулами или оплате отпусков по уходу за ребенком из-за карантинных мероприятий, правах работников на получение больничных и порядке их получения, правах работников на дистанционную работу и т.п.