Почему нефть дешевеет на биржах

После того, как США объявили о запрете въезда из Европы, а ВОЗ признала коронавирус пандемией, стоимость майской нефти Brent просела до 34,34 долларов за баррель, то есть, упала, по сравнению с предыдущими торгами на 4%.

Сказались также заявления Саудовской Аравии о намерении повысить добычу нефти до беспрецедентно высокого уровня — на миллион баррелей в сутки. Напомним: ранее саудиты пообещали залить рынок дешевой нефтью и обвалить ее стоимость до 20 долларов за баррель.

Желание наращивать добычу «черного золота» озвучили также Объединенные Арабские Эмираты. Местная нефтяная компания ADNOC собирается увеличить продажи сырой нефти до более чем 4 млн баррелей в сутки, добычу — на четверть, до 5 млн баррелей в сутки.

Эксперты Rystad Energy не исключают, что в такой ситуации падение цен до 20 долларов за баррель вполне реально. Запасы нефти в мире уже увеличились на 7,7 млн баррелей. И теперь все будет зависеть от спроса.

Обвал цен на нефть и заявления о ее дальнейшем удешевлении настроили покупателей на дешевый бензин. Украинские водители не исключение.

Когда дешевая нефть «доедет» до потребителя

Если бы дешевая нефть попала в Украину прямо сейчас, цены на бензин снизились бы, минимум, на 70 копеек за литр, а на дизель — на 20 копеек. Однако в действительности все выглядит несколько иначе.

«Котировки на нефть — это еще не сама нефть. Это вторичные финансовые инструменты, которые только задают на рынке общий тренд. Продавцы реальной нефти обычно реагируют на изменение котировок в течение двух недель», — пояснил руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

По его словам, цепочка в ценообразовании на бензин следующая: в течение двух недель могут упасть цены на сырую нефть. Еще примерно столько же потребуется на снижение цен на нефтепродукты. Бензин и дизельное топливо могут подешеветь примерно в течение месяца, после распродажи более дорогих остатков.

Почему нашим автомобилистам не повезет

Сильно подешеветь нефтепродуктам не позволит начавшаяся девальвация гривны: за последние дни нацвалюта уже просела на 1,5%.

Читайте также: НБУ рассказал, кто расшатывает рынок. Валюту покупают украинские компании, нерезиденты не при чем

Кроме того, на украинском рынке нефтепродуктов возник дефицит предложения, связанный с ограничением поставок из Беларуси. Эта история не нова: Беларусь снизила отгрузки в Украину до прояснения ситуации с закупками российской нефти.

Россия пригрозила, что может ввести для Беларуси экспортную пошлину. Потому на март прогнозируется дефицит нефтепродуктов в 70 тысяч тонн (при потребностях в 600 тысяч ожидается только 530 тысяч тонн). В итоге в начале марта, еще до мирового обвала нефтяных котировок, оптовые цены на нефтепродукты в Украине даже выросли в среднем на 75 копеек за литр.

С ценниками на АЗС все еще сложнее. По словам главы консалтинговой компании А-95 Сергея Куюна, не стоит ожидать, что цены на бензин у нас вслед за нефтью обвалятся на 30%.

«Нефть – лишь одна из составляющих в цене нефтепродуктов, на которую приходится 30-40% от конечной цены. Соответственно снижение цен на нефтепродукты должно составить 10-15%. В нашем случае надо следить за котировками нефтепродуктов, а не нефти, темпы изменений не всегда пропорциональны», — написал Сергей Куюн на своей странице в Facebook.

Аналогичные пояснения дают и другие эксперты. «В Украине доля произведённого топлива равна 17,64% от всего потребляемого объёма. Львиная доля — 82,36% — это импорт (Белоруссия, Россия, Румыния, Греция и т.д.). То есть, Украина — энергозависимое государство. Поэтому нам необходимо смотреть не на котировки нефти, а на котировки нефтепродуктов», — пояснил «Минфину» директор департамента стратегического маркетинга и инноваций сети «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.

Он также акцентировал внимание, что стоимость нефти, это всего порядка 40% составляющей стоимости нефтепродукта, а не 100% как хотелось бы думать потребителям.

Кто победит в борьбе за цены

И все же, в теории, цены на бензин и дизельное топливо у нас вполне могут обвалиться и до 20 гривен за литр. Правда, для этого нужен жесткий контроль со стороны Антимонопольного комитета.

Как только цены на нефть на мировых рынках начали падать, антимонопольщики в официальном сообщении заявили, что будут «внимательно изучать динамику цен на рынке розничной торговли нефтепродуктами. Ведь цену не только на сырую нефть, но и на крупный опт бензина и дизтоплива ожидает существенное падение».

АМКУ также посоветовал продавцам не медлить с переписыванием ценников. И напомнил о типичной в наших реалиях ситуации: когда нефть дорожает, они реагирую мгновенно, а вот в случае удешевления ресурса зачастую занимают выжидательную позицию.

Продавцы также проигнорировали предыдущее укрепление гривны почти на 20%. В конце прошлого года по этому поводу президент Зеленский даже собирал представителей крупных сетей АЗС.

Тогда договорились, что сети будут снижать цены на топливо, а власти, в свою очередь, почистят рынок от нелегальных заправок, которые сбивают цены и не позволяют официальным сетям продавать большие объемы топлива. Обе стороны обещание не сдержали.

Эксперты рассказывают, что в регионах одни нелегальные заправки закрываются, другие открываются. Так называемая «бочка» (нелегальная АЗС) стоит порядка 10 тысяч долларов и расходы реально отбыть уже в течение месяца. Поэтому желающих вложиться в нелегальные АЗС меньше не становится.

В итоге официальные сети не снизили цены так, как позволила крепкая гривна и рыночная конъюнктура, и определенный потенциал для удешевления сохранился. Конечно, коррективы вносит начавшаяся девальвация.

«Повышение курса доллара на 1 гривну дает увеличение цены на бензин и дизель на 60 копеек за литр в течение двух недель», — говорит Геннадий Рябцев. Если доллар подорожает до 27 гривен, то заправщики могут повысить цены на бензин и дизель на 1,2 гривен за литр.

Читайте также: Как повлияет обвал финрынков и стоимость нефти на гривну. Прогноз эксперта

Другие эксперты говорят, что сохранение текущих цен на заправках можно было бы оправдать, если бы доллар стоил сейчас 31 гривну, а евро — 34. Но пока национальная валюта так сильно не обвалилась.

По данным А-95, 11 марта цены на украинских АЗС незначительно снизились: бензин марки «А-95» стоит в среднем по стране 26,44 гривны, а дизель — 25,85 гривен.

Как будет дальше — пока неизвестно. Если котировки на нефть в мире и дальше будут снижаться, то подешевеют также нефтепродукты. В таких условиях даже падающая гривна вряд ли может стать оправданием для сетей, не желающих снижать цены. Если АМКУ сработает хорошо, продавцы вынуждены будут понизить цены хотя бы на 40-50 копеек за литр.

В противном случае торговцы смогут держать цены, пользуясь усиливающимся спросом — теплая погода «плюс» близящаяся посевная компания сыграют им на руку. Так что АЗС смогут продавать топливо и по нынешним ценам. А растущий курс доллара просто даст им лишний аргумент для того, чтобы держать цены или даже их повышать.

Константин Сопрыкин