О том, что удалось сделать за этот период и что она оставляет в наследство новому главе министерства Игорю Уманскому, Оксана Маркарова рассказала на странице в фейсбуке. «Минфин» приводит ключевые тезисы публикации.
Устойчивый экономический рост
Нам удалось избежать дефолта, остановить падение экономики и обеспечить рост ВВП 16 кварталов подряд.
Мы уменьшали дефицит государственного бюджета с 4,9% ВВП в 2014 году до около 2,0% ВВП в 2019 и 2020 годах.
Минфин провел бюджетную и фискальную децентрализацию, чем поддержал административную реформу, которая продолжается в Украине. Благодаря этому местные бюджеты получили рост доходов с 68,6 млрд грн в 2014 году до более 300 млрд грн в 2019 году (почти в пять раз), а также дополнительные полномочия для привлечения финансирования и возможности распоряжаться собственными средствами.
Прозрачные публичные финансы
В 2015 году моя команда открыла все транзакции Казначейства на портале edata.gov.ua
В 2016 году мы приняли концепцию «Прозрачного бюджета», а с 2018 года стартовал портал openbudget.gov.ua, где мы открываем все детали бюджетного процесса и бюджетные данные. Там также доступна полная информация о местных бюджетах.
В 2019 году на портале proifi.gov.ua регулярно обновляется информация о проектах, которые мы реализуем за счет международных финансовых организаций
Среднесрочное бюджетирование
Разговоры о среднесрочном бюджетном планировании шли примерно с 2000 года, но до 2014 оно не было реализовано, потому что не было ни политической воли, ни кадрового потенциала.
Это стало моей «идеей фикс» и в 2015 году мы в Минфине начали работу над концепцией, в которой нам помогали международные эксперты и партнеры. В 2016 году ее представили, а Кабмин одобрил. В 2017 году мы подготовили пилотную трехлетнюю бюджетную резолюцию.
Читайте также: Новое правительство планирует пересмотреть госбюджет. Премьер хочет повысить пенсии
Парламент принял изменения в Бюджетный кодекс, который предусматривал полноценное внедрение среднесрочного бюджетного планирования и определял трехлетнюю бюджетную декларацию важным стратегическим документом государства, 6 декабря 2018 года. Мы подготовили бюджетную декларацию на 2020-2022 годы и подали на Кабмин, но, к сожалению, из-за прошлогодних политических процессов 2019 она не была одобрена.
Прогнозируемая долговая политика
Моя команда разработала и приняла на Кабмине Среднесрочную стратегию управления долгом, которая была построена на качественной диагностике ситуации (долг был краткосрочный, дорогой, имел слишком высокий уровень к ВВП и высокий валютный риск) и содержит четкий план по исправлению этих проблем.
Реализация стратегии позволила нам:
— снизить стоимость гривневых долговых инструментов до 10%
— ставки по валютным облигациям снижены до 2,22% в евро и до 3,4% в долларе, что самое низкое за всю историю современной Украины
Читайте также: Кто выиграет от снижения доходности ОВГЗ
В январе этого года мы успешно вышли на рынок евробондов с бумагами в евро и позаимствовали 1,25 млрд евро на десять лет по самой низкой ставке в истории современной Украины — 4.735%
Равноправные отношения с международными партнерами
Минфин полностью перестроил процессы рассмотрения и согласования проектов, которые мы реализуем за счет международных партнеров и увеличили уровень выборки по всем институтам примерно вдвое. В прошлом году мы пересекли 1,1 млрд евро финансирования от ЕБРР по проектам, договоренным только в 2019 году.
МВФ был и остается надежным партнером Украины, в тяжелые моменты предоставлял финансирование для страны, и сейчас готов дальше активно помогать в реализации реформ, фискальной консолидации и развитии конкуренции, что должно привести к ускорению экономического роста и улучшению благосостояния украинских граждан.
Новая трехлетняя программа EFF на $5,5 млрд согласована в конце прошлого года на staff level: большинство предварительных мероприятий выполнено. Выход с ней на Совет открывает дополнительное финансирование бюджета от ЕС (500 млн евро) и Всемирного Банка до 1,0 млрд долл. США).
Читайте также: Украина может потерять источники дешевых внешних займов из-за экономического кризиса — Маркарова
Реформа налоговой службы и таможни
Мы разделили ДФС на отдельные Налоговую и Таможенную службы провели прозрачные конкурсы на их руководителей, где победили люди «не из системы», начали перезагрузки служб. Скоординированные и громкие атаки со стороны коррупционеров, конвертаторов, контрабандистов и отмывателей средств только подтвердили, что мы на правильном пути.
Я очень надеюсь, что новый министр не отойдет от этой борьбы и не пойдет на компромиссы.
Государственные банки
Сегодня государство в лице Кабмина имеет в собственности пакеты акций четырех банков, что составляет около половины банковской системы. Мы считаем, что долю государства надо уменьшать, так одобрили и реализуем Стратегию реформирования банков государственного сектора, которую планировали вскоре обновить с учетом новых требований.
В каждом из четырех государственных банков сформирован независимый наблюдательный совет, утверждены стратегии для каждого из них на среднесрочную перспективу, отчетность публично раскрывается на портале Министерства финансов.
Несколько креативных проектов
UkraineInvest, который был запущен на средства доноров, а затем институционализирован, теперь активный партнер инвесторов, и имеющихся, и потенциальных.
Созданный нами Фонд стартапов, который в этом году уже выдал более 4 млн грн первым победителям.
Совместная с Минэкономики программа «Доступные кредиты 5-7-9%», которая с 1 марта 2020 уже оказала поддержку десяткам предпринимателей на общую сумму 66,11 млн грн.
Прогресс в делах против РФ
Минфин и наша юридическая команда добились положительного решения апелляционного суда Лондона который позволил Украине защищать себя в деле о невыплате так называемого долга на $3 млрд в Верховном суде Соединенного Королевства. Также международный арбитраж в Париже принял беспрецедентное решение о взыскании с РФ в пользу Ощадбанка $1,3 млрд.
Читайте также: Швейцарский суд обязал РФ выплатить компенсацию 12 украинским компаниям за активы в Крыму
Институционально сильное министерство
За пять лет мы усилили Министерство финансов профессиональными заместителями и новыми членами команды, а также лучшими практиками управления. Сегодня Минфин и все, кто под нашим «зонтиком» — ГНС, Гостаможслужба Офис финконтроля, Государственная казначейская служба и Госфинмониторинг — это системы, способные обеспечить выполнение всех бюджетных задач страны.