Но означает ли это, что перед нашей страной вновь разверзлась пропасть кризиса? Об этом в своей колонке на  «ЭП» рассуждает генеральный директор, собственник инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа. «Минфин» делится его видением ситуации.

Как изменилась экономика с момента последнего кризиса

Первое и самое главное: гривне ничего не угрожает. Даже если последняя паника на рынках перерастет в затяжной финансовый кризис, ситуация для Украины будет сильно отличаться от кризиса 2009 года.

Тогда украинская экономика сильно пострадала от падения спроса на украинскую металлургию и машиностроение, которые приносили более половины товарной экспортной выручки. А также от оттока спекулятивного капитала, который активно заходил в страну на протяжении трех предыдущих лет.

Сейчас же металлургия и машиностроение приносят Украине на 20% меньше экспортной выручки, чем в «кризисный» 2009 год, а их доля в общем экспорте – уже меньше трети.

Эти отрасли больше не являются опорой как для нашей экономики, так и для гривны. А спекулятивный капитал только лишь начал просачиваться в Украину, поэтому его возможный отток не особо повлияет на платежный баланс.

К тому же, накопленные за несколько последних лет золотовалютные резервы спокойно справятся с возможным небольшим оттоком.

Читайте также: Точка отсчета. Почему мировые деньги только сейчас испугались коронавируса

Как апатия потребителей поможет экономике

Скорее всего, в результате растущей неопределенности люди будут существенно сокращать потребление товаров длительного пользования, а компании — инвестиции.

Это резко уменьшит спрос на импортные товары и услуги, что в паре с падением цен на энергоресурсы сократит торговый дефицит Украины, а может даже впервые за многие десятилетия приведет к тому, что экспортировать мы будем больше, чем импортировать. Такое развитие событий никак не сулит ослабления гривны.

Другим последствием сокращения потребления станет рост сбережений. Потому рост свободной гривны, в том числе в банковской системе Украины, будет ставить новые рекорды.

Маловероятно, что эта лишняя гривна будет перекочевывать в обменники. За последние несколько лет доллар уже утратил свой статус надежного средства сбережения капитала украинцев.

Читайте также: Коронавирус косит рынки. Что будет с валютой (видео)

Кто заменит иностранных спекулянтов

Скорее всего, бюджетные доходы будут гораздо ниже планов, поскольку деловая активность и импортные потоки – два основных источника бюджетных поступлений – будут уменьшаться.

При этом нагрузка на бюджет будет расти, так как уменьшение деловой активности неминуемо увеличит безработицу. К тому же, государству нужно будет более активно тратиться на профилактику вируса.

Таким образом, дефицит бюджета будет расширяться, но и финансировать его будет намного сложнее, чем в прошлом году.

Ведь иностранные спекулянты уже поддались панике и перестали одалживать украинскому правительству по невиданно низким ставкам.

Но тут на выручку могут прийти украинские банки, которым просто некуда девать свободную гривну. И можно сказать, что банки в этой всей ситуации будут просто в шоколаде.

Другим источником поддержки для бюджета может стать финансирование в иностранной валюте, как официальное (тот же Евросоюз), так и частное (еврооблигации).

Но для этого нам нужно будет обязательно оставаться в программе МВФ. И это хорошо, так как правительству придется продолжать реформы, чтобы оставаться предсказуемым для всего мира. Того и гляди – Украина выйдет более сильной страной из этого кризиса.

Читайте также: Коронавирус давит на евро. Эксперт рассказал, что будет с курсом европейской валюты