Иностранцам больше необязательно выходить на межбанковские торги, все можно сделать и без них — напрямую. Это закреплено постановлением Национального банка №16. В разъяснении к документу говорится, что это необходимо «для повышения инвестиционной привлекательности Украины».
Что это значит на практике
Банкиры положительно отреагировали на новые возможности для нерезидентов. «Это может только повысить привлекательность гривны среди зарубежных банков и способствовать ее конвертированности», — считает заместитель директора финансового департамента Укргазбанка Виктор Пастернак.
Интерес к гривне должен подрасти, однако не одномоментно и не в очень больших объемах. По крайней мере, на первых порах.
«Это, безусловно, увеличит объем сделок, так как у иностранных банков появится открытый доступ к гривневому межбанковскому валютному рынку — раньше они должны были проводить эти операции через украинские банки. Но не думаю, что рост объемов будет глобальным», — сказала «Минфину» казначей Forward Bank Наталья Шишацкая.
Как это будет работать
Скажем, американский Citigroup захочет продать миллиард гривен своему коллеге Goldman Sachs и получить за него $40 млн. В этом случае им будет не обязательно выходить через свои обслуживающие банки в Украине друг на друга и заключать сделку на межбанке, оплачивая комиссии.
Они могут договориться о цене между собой напрямую, а денежные перечисления провести через корсчета в украинских банках. Ведь у них теперь есть право работать по гривне.
Кому это интересно
Новация порадует, прежде всего, покупателей облигаций внутреннего госзайма. За прошлый год нерезиденты вложили в наши ОВГЗ более $4 млрд. Главным образом они покупали гривневые бумаги.
Иностранцам были интересны ставки по долговым бумагам Украины: в начале 2019 года они находились на уровне 19% годовых, но затем начали плавно снижаться. Сначала упали в область 15-16% годовых, а в декабре прошлого года — до 10% годовых.
Хотите инвестировать без риска и с прибылью? ОВГЗ от ICU + бонус к ставке от «Минфина»
Тем не менее, доходность ОВГЗ остается привлекательной на фоне общемировой тенденции снижения ставок, которую задали Федрезерв США и Европейский Центробанк. Цены на американские казначейские обязательства (Treasury) держатся крайне низко — 2-3% годовых, а немецкие долги вообще имеют отрицательное значение.
До сих пор иностранцам приходилось конвертировать свой доллар для приобретения ОВГЗ. Сделки по бумагам заключались либо на первичном рынке через наши крупные банки (первичных дилеров, работающих с Минфином), либо на вторичном.
«Чтобы торговать между собой, нерезидентам необходима масса гривны, свободной гривны. Если исходить из того, что они владеют ОВГЗ в сумме 127 млрд грн., то это их потенциальная сумма. А ежедневный объем торгов между собой можно оценить где-то в $50-100 млн», — подсчитал начальник департамента по работе на международных рынках и денежного обращения Радабанка Сергей Гнездилов.
Читайте также: Как низкие ставки по ОВГЗ скажутся на курсе гривны и экономике Украины
Примерно на эту сумму могут сократиться объемы торгов нашего межбанка из-за новых правил НБУ. Ведь теперь сделки могут проходить между банками без выхода на открытый рынок. Не сразу, конечно, а после того, как иностранцы начнут внедрять для себя такую практику. В ней свои плюсы: например, экономия на комиссиях или скорость осуществления сделок. По мере увеличения операций с ОВГЗ, объемы сделок за пределами межбанка могут увеличиваться.
Что изменится для рынка
Активная работа нерезидентов с ОВГЗ в 2019 году позволила выработать определенный алгоритм работы валютного межбанка. Плановый аукцион по размещению гособлигаций Минфина проводят каждую неделю во вторник. Погашение ранее размещенных бумаг обычно происходит по средам. Расчетный день по купленным долгам — среда. При желании с Министерством финансов можно рассчитаться и во вторник. Но среда — это конечный срок.
Для валютного межбанка это значит, что именно на среду приходится пик продаж доллара на нашем безналичном рынке. И именно в этот день происходит максимальное укрепление гривны, особенно если вместе с нерезидентами валюту активно продают еще и украинские экспортеры для своих нужд. Если Минфин размещает ОВГЗ на большие суммы, а покупатели бумаг уверены в своих приобретениях (выигрыше на аукционе Минфина), то валютные распродажи могут растягиваться на вторник-среду (реже — на понедельник-среду).
Читайте также: Минфин возвращается к размещению долларовых ОВГЗ. Что будет с гривной
Обычно в такие дни главным валютным покупателем становится наш Нацбанк. Ведь средний объем торгов на межбанке составляет $170-220 млн, а объемы размещения долговых бумаг достигают 12 млрд грн. На рынке просто нет того объема гривны, который иностранцам нужно получить за свой доллар.
В таких случаях чаще всего происходит две вещи:
- НБУ выкупает излишек доллара, активно пополняя свои золотовалютные резервы, которые впоследствии используются для выплат по госдолгу Украины. За 2019 год приобрел на межбанке более $8 млрд.
- В оборот выпускают новую (эмиссионную) гривну, поскольку Нацбанк только так может совершать свои валютные сделки. В 2019 году регулятор только через «валютный канал» эмитировал почти 200 млрд грн, то есть впятеро больше, чем в среднем за год в предыдущие периоды.
Нередко разные группы иностранцев двигаются на межбанке встречными курсами. То есть одни продают доллар в среду, чтобы рассчитаться с нашим Минфином за ОВГЗ, а другие — получают в тот же день от того же министерства гривневые выплаты по старым выпускам гособлигаций и жаждут купить доллар. Затем они выводят его на родину, то есть фиксируют прибыль.
Вот при таком встречном движении могут происходить прямые покупки-продажи валют иностранцами друг у друга. Нацбанку не нужно будет лишний раз появляться на торгах и сглаживать ситуацию на рынке и безналичный курс.
«Это снизит нагрузку на курс гривны, например, при выходе части нерезидентов из ОВГЗ. Они теперь имеют возможность продать полученную гривну другим нерезидентам напрямую, у которых будет интерес получить украинскую валюту», — заметил Сергей Гнездилов.
Новые риски для курса
Прямой контакт иностранцев, чтобы они не раскачивали рынок и курс гривны, — это, наверное, и есть главная цель нововведений Нацбанка. Хотя, скорее всего, новые меры входят и в дорожную карту по либерализации валютного рынка, которую Нацбанк подписал с МВФ.
Новые возможности — это неплохо. Однако по ходу возникнут и сопутствующие риски.
Если нерезидент не будет продавать доллар на нашем межбанке под покупку ОВГЗ, а продаст его напрямую коллеге в своем центральном офисе в США или Европе, то украинский валютный рынок не получит на моменте дополнительное предложение американской валюты. А в нем время от времени нуждаются украинские предприятия. Да и Национальный банк тоже. Он, равно как и весь межбанк, успел привыкнуть к валютным продажам иностранцев. Из-за них НБУ уже несколько раз смог поднять суточную планку по покупке доллара на межбанке: с $10 млн до $50 млн.
Никто не говорит, что без иностранцев не будет валютных продаж на межбанке. Есть украинский экспорт, который должен быть главным поставщиком рынка. Однако нерезиденты успели избаловать коллег на торгах. Если объемы их поставок начнут сокращаться, это будет ощутимо и для рынка, и для курса гривны.
Это новый риск, который придется учитывать. И его вряд ли кто-то сможет минимизировать.
«Сделки будут заключаться исходя из текущих потребностей иностранных банков напрямую. По какому курсу — неясно: может по текущему межбанковскому, может по официальному НБУ, может по другому. Эта цена будет самостоятельно определяться сторонами за пределами Украины. Поначалу объемы подобных операций будут небольшими, пока такие сделки не обкатают и не будут наращивать вложения в наши активы. Но со временем они могут вырасти, и тогда уже могут давить на наш курс гривны. Как Нацбанк сможет минимизировать такой риск или влияние — загадка», — говорит финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Лиха беда начало
Поначалу гривневой ликвидности у иностранцев будет совсем немного.
«Чтобы продать что-то, нужно найти покупателя. Не думаю, что на гривну можно найти много покупателей за границей. Вполне вероятно, что торговля ограничится покупкой/продажей, связанной с инвестициями в ОВГЗ. То есть такой заграничный рынок будет не особо ликвидным», — допустил в беседе с Минфином руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Однако, по его словам, если у иностранцев будет лишняя гривна или ее будет не хватать, они все равно придут на украинский межбанк. И как всегда, дисбалансы спроса/предложения гривны придется исправлять Нацбанку.
Как Нацбанк будет регулировать гривневую ликвидность, в том числе и по иностранным сделкам, — финансисты пока не представляют. Считается, что это перспектива более далекого будущего. Поначалу от иностранцев не ждут крупного объема сделок между собой. Потому не видят больших проблем в последствиях новых правил.
«На гривневых корсчетах, открытых иностранными банками в украинских, средств в разы меньше дневного объема интервенций НБУ ($50 млн). Ослабление валютного контроля должно добавить ликвидности украинскому финансовому рынку. Несмотря на большие объемы вложений в ОВГЗ, иностранцам бывает тяжело найти нужный объем не только бумаг, но и валюты на вторичном рынке», — считает финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
Ожидается, что рынок начнет ощущать действие новых правил Нацбанка не раньше весны. Гривна будет не так активно укрепляться, как прежде при крупных валютных продажах агроэкспортеров. А НБУ будет менее активно наращивать размер своих золотовалютных резервов.
Зачем может понадобиться гривна
Чтобы иностранцы сильно активизировали свой валютообмен, в Украине должно быть больше инструментов. Например, нужны крупные размещения муниципальных облигаций, выпуски корпоративных долговых бумаг, активные торги акциями предприятий и др.
«С учетом достаточно узкого долгового рынка Украины и низкой ликвидности гривны, новые валютные правила от Нацбанка вряд ли значительно повысят популярность украинских финансовых инструментов», — заверил «Минфин» аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.
Гривневого дефицита и резкого роста стоимости ресурсов эксперты пока не предвидят.
«Сложностей с гривневой массой не будет, гривневая ликвидность в банках на высоком уровне, а цену ресурса НБУ привязал к учетной ставке. Поэтому таких всплесков цен на гривневый ресурс, как это было в 2000-х годах — 50-75% годовых — быть не должно», — полагает Сергей Гнездилов.
На пути к конвертируемости
Упрощение правил работы с гривной для иностранцев — это первый шаг к конвертируемой гривне. Но чтобы таковой стать — национальной валюте нужно пройти множество этапов.
«Необходимо завершить и пройти последние этапы валютной либерализации: отмену обязательств под покупку, снятие ограничения на кредитование нерезидентов в гривне, снятие лимитов (как для физлиц, так и для юрлиц) по перечислению средств за рубеж», — привела примеры Наталья Шишацкая.
Также нужно повышать интерес инвесторов к Украине, который пока находится на минимальном уровне.
«Для конвертируемости украинской валюте нужна более сильная экономика с мощным экспортным потенциалом. Для реализации столь амбициозных планов потребуются годы кропотливой работы», — уверен Сергей Дроздов.
Коллеги с ним согласны, при этом говорят о долгосрочной перспективе. Быстро войти в число конвертируемых гривна точно не сможет.
«Говорить о том, что гривна в краткосрочной перспективе станет свободно конвертируемой валютой, или о появлении котировки гривна/доллар, гривна/евро на мировых биржах — крайне преждевременно. Для этого нужно повышать интерес к украинским активам, увеличивать инвестиционную привлекательность страны и как следствие — инвестиционную привлекательность гривны не только как расчетного инструмента», — заявил «Минфину» Виктор Пастернак.
Появление нашей котировки на мировых биржах (гривна/евро или гривна/доллар) ждут не скоро. К этой цели наши власти и экономика в целом могут идти не одно десятилетие.
В конце этого пути курс гривны может перестать быть контролируемым и стать рыночным. По настоящему рыночным, а не тем «плавающим», о котором любит говорить Нацбанк. Возможно, к тому времени люди станут менее болезненно реагировать на смену валютных котировок, а курсовые движения будут происходить в небольших ценовых диапазонах. А, значит, больше не смогут разорить вкладчиков и заемщиков, и те смогут без больших опасений работать в Украине во всех валютах.
Ирина Тимофеева