К каким последствиям это привело, рассказал на своей странице в фейсбук член Совета Нацбанка Виталий Шапран.
Торговый дефицит вырос на $0,75 млрд
Моя личная экспертная оценка платежного баланса по итогам 2019 года такая: фундаментальных причин для укрепления гривны относительно основных резервных валют не было и нет. Очень хорошо, что в конце года НБУ прислушался к декабрьским рекомендациям Совета НБУ и заметно пополнил золотовалютные резервы. И очень плохо, что этого не сделали на протяжении года. Тогда колебания были бы более равномерными, а ЗВР (возможно) – больше.
Если Вы внимательно посмотрите на итоги года, то торговый дефицит у нас вырос на $0,75 млрд. Это немного, но факт, что торговый баланс ухудшился, остается фактом. Все попытки оправдаться, что на самом деле торговый дефицит по отношению к ВВП упал, — это детский сад. Соотношение торгового сальдо к ВВП нужно для оценки эффекта влияния внешней торговли на ВВП, и для того, чтобы внешние аналитики понимали, например, $12 млрд дефицита – это много или мало для Украины. Когда на межбанке дефицит валюты, он измеряется не в % к ВВП, а в долларах США или евро.
Данные: НБУ
Экспортеры не досчитались $3-5 млрд
Второе, на что нужно обратить внимание, – увеличение разрыва между импортом и экспортом товаров. За год разрыв увеличился с $12,7 до $13,9 млрд, в том числе это произошло за счет сильной гривны. При чем украинский экспорт не падал, а показывал безусловную тенденцию к росту, увеличившись с $56 млрд до $60 млрд.
Выбирай надежный валютный депозит и получи дополнительный бонус от «Минфина»
По моему мнению, рост произошел благодаря хорошей ценовой конъюнктуре для нашего экспорта на внешних рынках и урожаю 2019 года. Рассказы о том, что наша гривна укрепляется и на экспорт это почти не повлияло – полный бред, негативное влияние было. Сами производители его оценивают в объемах выручки от 5 до 15%, и если принимать их выводы за основу, то в среднем на товарном экспорте мы потеряли где-то $3-5 млрд за счет укрепления гривны. Учитывая наши попытки взять у МВФ $5,5 млрд, для Украины это заметная сумма.
Бюджетные начисления
Теперь что касается финансовой части. Безусловное положительное влияние укрепления гривны есть на внешний долг. Негативное влияние на все те доходы госбюджета, которые зависели от курса: импортный НДС, акциз и т.д. Не забудем сюда добавить и потери по налогам от экспортеров, которые потеряли $3-5 млрд валютной выручки (об эти потери как-то часто забывают).
Читайте также: Почему «жить по средствам» — ложная модель для Украины
Определенные вопросы остаются и к оценкам по притоку средств заробитчан. В 2019 году эта статья выросла с $11,5 до $12,9 млрд. Мало кто знает, но значительная часть этой статьи оценивается не по движению живых денег, а на дооценках НБУ. Конечно дооценки нужны. Это специфика нашей экономики, поэтому это объективная необходимость. Но по этим дооценкам (по крайней мере у меня) есть много вопросов. То есть эта статья платежного баланса не является надежной и гарантированной в плане фактического притока валюты.