Как нормы будут реализовываться на практике, повлияют ли они на работу финучреждений и граждан, «Минфину» рассказала руководитель юридической компании Группы HLP Вита Шкарапута.

Пороговая сумма контроля

Проект определяет, в каких случаях субъекты первичного финансового мониторинга — банки, страховщики, кредитные союзы и т. п. — должны сообщать Госфинмониторингу об операциях клиентов. Инициатива устанавливает, что пороговая сумма, о которой следует информировать, увеличится с нынешних 150 тыс грн. до 400 тыс грн.

Такое нововведение положительное для субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ), которые проводят многочисленные финансовые операции. Ведь финучреждения будут тратить меньше усилий и времени на «незначительные» суммы, а больше внимания уделять операциям со значительными суммами. Собственно, это и является целью проекта – «взять под надзор» финоперации крупного бизнеса.

Закрепление бенефициаров

Одним из нововведений является совершенствование процедуры раскрытия субъектами хозяйствования своих конечных бенефициарных владельцев и ужесточение требований к выявлению СПФМ таких владельцев своих клиентов.

В Кодексе законов об административных правонарушениях устанавливается, что юридические лица будут нести ответственность за непредоставление государственному регистратору в установленные сроки сведений о конечном владельце.

Также согласно закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», юридические лица обязаны поддерживать информацию о конечных бенефициарах и структуру собственности в актуальном состоянии, обновлять ее и сообщать государственному регистратору об изменениях в течение 30 рабочих дней со дня их возникновения и подавать государственному регистратору документы, подтверждающие эти изменения.

Разобрались с терминами

Также проект вводит общепринятую терминологию, которая приведена в соответствие с международными нормами.

Так, Госфинмониторинг обращал внимание, что клиентами украинских банков все чаще становятся нерезиденты, организационно-правовая форма которых не определена украинским законодательством (например, трасты). Это приводит к трудностям установления их бенефициаров.

Трасты создаются с целью сохранения и приумножения активов их владельцев, а анонимность позволяет сохранить тайну происхождения средств. Очевидно, такие структуры могут быть привлеченными к схемам отмывания средств. Поэтому законодатель расширяет терминологию, предоставляя определения траста. Это позволит СПФМ более глубоко проверять своего клиента.

Действующая редакция закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» содержит много пробелов, которые приводят к неправильной или неточной интерпретации терминов. Поэтому проект прописывает такие определения как «банк-оболочка» и «существенное участие».

Благодаря этому СПФМ будут иметь удобную настольную книгу с единым консолидированным перечнем терминов.

Читайте также: НБУ выявил незаконные операции клиентов банков на 17 миллиардов

Важным положением проекта является внедрение риск-ориентированного подхода. Он заключается в проведении идентификации не только с формальной точки зрения, но и исходя из реальной необходимости выявления, оценки и понимания рисков отмывания доходов. Такой подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности СПФМ.