О том, почему не стоит возвращать украинцев из-за границы и кто заполнит наш рынок труда, рассказал ЭП владелец международного агентства по трудоустройству Gremi Personal Евгений Кириченко.

Сильные экономики притягивают к себе волны трудовых мигрантов, как магнит. Однако причина миграции украинцев в Польшу и в том, что поляки едут искать счастья в Великобритании, Германии, Нидерландах.

После присоединения Польши к ЕС в 2004 году родину покинули 2,5 млн поляков, особенно молодых. Только за 2013 год выехали около 0,5 млн поляков. Власти Польши пытаются с этим бороться. С 1 августа 2019 года для противодействия иммиграции отменен 18-процентный налог для физических лиц, моложе 26 лет и получающих меньше 85,5 тыс злотых в год. Это означает, что при доходах в 7 127 злотых в месяц налог не будут взимать. Новация коснется 2 млн граждан.

Что из этого получится — судить рано, но предварительные шаги власти кардинально не изменили миграционные настроения.

Только 15% поляков собираются вернуться на родину, о чем свидетельствует исследование Нацбанка Польши.

Борьба за граждан, которые решили поехать на заработки, не должна напоминать сражение с ветряными мельницами, поэтому поляки не только повышают социальные стандарты внутри страны, но и делают ставку на привлечение трудовой миграции из других стран.

Для этого взят курс на обновление «Миграционной политики Польши», которая действовала с 2012 года. Она основывается на трех началах: легальность трудоустройства иностранцев, простота трудоустройства и контроль со стороны государства.

Задача — заполнить 2 млн рабочих мест в ближайшие десять лет. Цель — не только поддержать миграцию, но и ассимилировать иностранцев в польское общество.

Таким образом, официальная Варшава научилась управлять миграционными потоками и делать на этом эффективную политику. В итоге польская экономика растет: на 4,8% в 2017 году и на 5% в 2018 году.

Впрочем, не Польшей единой.

Германия тоже борется за рабочие руки. Хотя здесь уже работают 2,5 млн жителей ЕС, дефицит составляет 1,2 млн человек. После принятия нового миграционного закона, который будет действовать с 2020 года, здесь рады специалистам из других стран, включая Украину.

Главные требования — подтвержденная квалификация, то есть признанный диплом, знание языка и способность себя содержать. Запустили даже сайт на одиннадцати языках, помогающий признать диплом и найти работу. На начальном этапе даже не нужен договор с работодателем, устроиться можно будет в первые пол года.

Условия немцев настолько лакомые, что многие экономисты прогнозируют: из Польши в Германию могут переместиться до полумиллиона украинцев.

Украине было бы полезно учиться у соседей, ведь ее граждане точно не перестанут искать работу за рубежом.

Еще сложнее убедить трудовых мигрантов вернуться на родину. Согласно опросу Research & Branding Group, уехать без возврата домой планируют еще 1,3 млн украинцев. Общий потенциал украинской миграции — 5 млн.

Миграционная подушка безопасности для экономики

Работа украинцев за рубежом создала «подушку безопасности» для экономики. Дело в рекордных 14 млрд долл. переводов родственникам за 2018 год, что на 19% больше, чем в 2017 году. Это только официальные цифры, экономисты говорят о 20 млрд долл ежегодно. Эти деньги стабилизировали курс гривны и сразу пошли на внутренний рынок.

Благодаря розничной торговли ВВП во втором квартале 2019 года вырос на 4,6%. Причем тренд в части переводов в ближайшие годы сохранится. Таким образом, благодаря в том числе мигрантам Украина получает шанс на развитие. Воспользуется ли она им?

Правительство за пять лет планирует привлечь 50 млрд долл иностранных инвестиций. Однако кто будет вкладывать деньги в государство с такими проблемами на рынке труда? Между тем без инвестиций нельзя говорить о росте экономики и социальных стандартов, повышении производительности труда и привлекательности вакансий. Замкнутый круг.

Две проблемы рынка труда

Очевидно, что государство и бизнес не понимают ситуацию на рынке рабочей силы.

Первая проблема. Неизвестно, сколько в стране граждан. Последняя перепись населения была в 2001 году, тогда как ООН советует проводить его каждые десять лет.

Отсутствие данных о гражданах делает невозможным эффективное управление государством. Формирование налоговой политики и планирования социальных расходов невозможны без объективной оценки социально-демографического состояния общества.

Вторая проблема. Сколько работников, какой профессии и квалификационных навыков задействовано в отраслях экономики? В Украине нет понимания, в каких секторах кадровый голод, а в которых — неправильно построенный производственный процесс.

Это проблема не только государства, но и украинского бизнеса. Предприниматели привыкли к дешевой рабочей силе и ее значительному количеству. Когда же эту рабочую силу начали разумно переманивать другие страны, пришло время серьезно задуматься.

Может, надо вкладывать в оптимизацию производств и тогда не нужно будет столько работников? Кстати, такая тенденция распространяется в ЕС. Автоматизируют не только производства, но и сферу услуг. Например, торговые сети начали уменьшать персонал кассиров, заменяя их терминалами самообслуживания.

Открыть двери для иммигрантов

Не лишним будет взглянуть на ситуацию с обратной стороны. В далеком 2001 году Верховная Рада приняла закон «Об иммиграции», который ввел квоты, то есть разрешение на миграцию в течение одного календарного года.

Квоты — это понимание государством, кого, какого качества и профессионализма не хватает в экономике и соответствующее привлечение таких людей из других стран. На квотах построена миграционная политика США, Канады и большинства государств ЕС. Украина же не умеет пользоваться этим инструментом, потому что не изучает собственный рынок рабочей силы.

Ежегодно украинское правительство устанавливает квоты. Например, в 2019 году на всю страну установлен порог: всего 3 768 человек по всему миру. Между тем чешская квота только для украинцев составляет 40 тыс человек. Не удивительно, что Украину продолжают рассматривать как транзитное государство в направлении Евросоюза.

Также неохотно поднимается вопрос легального трудоустройства мигрантов украинскими предпринимателями. Несмотря на кадровый голод, им есть чего опасаться.

В отличие от Польши, чтобы трудоустроить иностранца в Украине, предпринимателю нужно пройти десять кругов бюрократического ада.

Так, предприниматель может взять на работу иностранца только тогда, если его месячный оклад составит десять минимальных зарплат — 41 730 грн. Этого требует законодательство.

Украинская власть и бизнес не должны медлить, а наоборот — уже сейчас разрабатывать и внедрять лояльные условия привлечения трудовой силы извне. Среди украинцев бытует миф, что мигрант из другой страны — это неопрятный человек, который не знает языка, работает нелегально и может создавать проблемы местным жителям.

Похожие мифы существовали во всех странах на начальном этапе открытия собственных рынков труда для иностранцев. Однако сейчас украинцы, которые официально работают в Польше, комфортно живут и находят общий язык с работодателями и коллегами.

Правительству Украины придется решать трудовой вопрос. Как показывает опыт стран ЕС, правильной стратегией может стать умение государства изучать рынок труда и иметь четкую стратегию развития, которая базируется на анализе, а не на политическом популизме.