Схема проста: вы оставляете в салоне свою машину, а взамен покупаете другую — б/у или без пробега, доплатив разницу в цене. Впрочем, на практике зачастую все оказывается намного сложнее. Заниженная оценка, авто с «сюрпризами», бумажная волокита, — вот неполный перечень проблем, на которые жалуются клиенты.

«Минфин» разбирался, как в Украине работает трейд-ин, и выгодно ли менять машину по этой программе.

Как работает трейд-ин

Трейд-ин популярен во всем мире. В Европе по такой программе проходит едва ли не половина сделок с б/у автомобилями.

Активно продвигают услугу и украинские салоны. На сегодняшний день ее предлагает большинство дилерских центров.

Причем, если раньше они принимали от клиентов лишь б/у авто своей марки, то сейчас таких ограничений практически нет. Салоны достаточно лояльны также к видавшим виды авто — год выпуска практически не имеет значения.

«Мы выкупаем автомобили с пробегом всех марок и стран производителей, как легковые, так и коммерческие. Ограничения по возрасту — условные, важнее техническое состояние автомобиля», — рассказывает Боровик. То есть полностью «убитый» автомобиль, в ремонт которого нужно вложить немалую сумму, у вас вряд ли возьмут.

Впрочем, как говорит руководитель компании Autoconsulting Олег Омельницкий, некоторые салоны отбирают авто на трейд-ин и по маркам. «Стараются брать если не свои бренды, то хотя бы своего сегмента. К примеру, в салоне BMW у вас вряд ли примут «Жигули» 90-х годов выпуска. Но ограничений по маркам становится все меньше», — отметил он.

Причины, по которым ваш автомобиль могут не взять:

  • нерешенные таможенные вопросы, например, «авто-евробляха»;

  • частичная или полная утрата номера агрегата, что может произойти при ремонте двигателя или кузова без соответствующего документального подтверждения);

  • нечитаемые номерные знаки агрегата, в т.ч. из-за коррозии номера, некачественный ремонт;

  • авто старше 15 лет;

  • проблемное авто, находящееся в розыске по базам Нацполиции.

Читайте также: Для старых «евроблях» хотят ввести фиксированную цену растаможки

Например, в «Антант-М» на обмен берут авто всех марок, но не старше 9 лет и с пробегом до 160 тысяч километров. А в «Пежо ВИДИ Авеню» не принимают авто китайского, иранского, индийского и украинского производства.

Важный критерий — техническое состояние. Все салоны проводят тщательную диагностику авто, поэтому небольшой «родной» пробег, а также исправные основные узлы и системы машины будут считаться преимуществом. Если есть проблемы (а у большинства автомобилей с пробегом они неизбежны), но они не критичны, это отразится на цене.

Взамен старого автомобиля можно взять также бывший в употреблении, но более «свежий», или же новую машину.

Стоимость старого авто вам засчитают в цену нового — то есть придется доплатить недостающую часть. Многие салоны предлагают новые машины в кредит, а в качестве первого взноса могут засчитать стоимость вашего старого авто.

Обещают быстро и по-честному

По сравнению со стандартной процедурой замены авто, когда вы сначала продаете свою машину на вторичном рынке, а затем идете в салон за новой, трейд-ин выглядит выигрышно.

Во-первых, не нужно тратить время на продажу. Рынок б/у авто сейчас перегружен, предложение явно превышает спрос, поэтому продать машину быстро можно или если сильно повезет, или если вы готовы существенно снизить цену. Кроме того, по словам Олега Омельницкого, на автомобильных рынках сейчас немало аферистов. Так что в итоге можно остаться и без авто, и без денег.

Во-вторых, в случае замены старого авто на такое же б/у, можно быть уверенным, что вам предоставят машину, если и не в идеальном состоянии, то, как минимум, проверенную. «Некоторые салоны не готовы тратиться на ремонт, но они, по крайней мере, честно говорят о том, что в авто следует исправить. Покупатель может сразу прикинуть сколько придется вложить в ремонт и в какую сумму в итоге ему обойдется автомобиль. На рынке добиться от продавца такой честности — практически нереально», — отметил Омельницкий.

«Автомобили, поступившие в наш автосалон по программе обмена (Trade-in), проходят всестороннюю диагностику: развал-схождение, анализ лакокрасочного покрытия кузова, компьютерную диагностику электронных систем. Обнаруженные дефекты устраняются и покупатель получает автомобиль готовым к эксплуатации. В случае, если автомобиль только поступил и еще не отремонтирован, вы можете зарезервировать его и дождаться выполнения работ, либо купить в исходном состоянии со значительной скидкой», — обещают в компании «Богдан».

В-третьих, можно рассчитывать на быструю и удобную сделку — салоны берутся организовать всю процедуру на месте.

Эти плюсы способствуют росту популярности трейд-ин.

По словам директора по маркетингу компании «АИС» Сергея Боровика, трейд-ин становится все более интересным для украинских водителей. «Спрос достаточно высокий — услугой интересуется каждый второй клиент. Но вот реальных сделок гораздо меньше. В нашей сети это от 5% до 15% от общего количества продаж в зависимости от бренда», — рассказал он.

Такой разрыв между потенциальной аудиторией трейд-ин и реальными сделками поясняется просто — рекламируя «быстрый и выгодный обмен», продавцы часто о многом не договаривают, и не сообщают покупателям о минусах программы. А они тоже есть.

На деле — хлопотно и затратно

Первая проблема, с которой сталкивается потенциальный покупатель, — процедура выкупа старого авто.

Далеко не все салоны готовы сами приобретать машины клиентов, многие попросту работают как комиссионные площадки, — отмечает Олег Омельницкий.

Это связано с вопросами налогообложения. Выкупая авто, салон, как юридическое лицо, должен уплатить налоги (отчисления в Пенсионный фонд, военный сбор и пр.). В итоге либо съедается большая часть его комиссии, либо взлетает ценник, по которому автомобиль затем выставляется на вторичную перепродажу. «То есть, салоны становятся неконкурентными, по сравнению с частными продавцами и перекупщиками, которые работают в черную, без уплаты налогов», — пояснил Омельницкий.

Если же ваше авто выставляют просто как комиссионный товар, то оно оказывается в тех же условиях, что и на вторичном рынке — то есть, покупателя можно ждать месяцами. При этом, не исключено, что вам еще придется платить и за предпродажную подготовку и экспозицию авто на площадке салона.

То есть, такое преимущество трейд-ин как быстрая замена авто автоматически теряется.

Второй нюанс — то же техническое состояние авто. На первый взгляд, проблем быть не должно, ведь салоны обещают полную диагностику.

Но, как говорит Олег Омельницкий, это не всегда соблюдается. «Я знаю случаи, когда премиальный салон, рекламирующий диагностику б/у авто по 100 параметрам, на деле продавал машины «с сюрпризами». Есть факты, когда человек покупал не то что неисправное, а буквально собранное по частям авто», — говорит он.

Еще один минус — сравнительно небольшой выбор. Если на авторынке вы можете выбрать машину буквально любой марки, то во многих салонах модельный ряд ограничен. Скажем, «АвтоХит» предлагает по этой программе всего несколько марок — Kia, Chevrolet, Opel, Chery, ZAZ.

Но, пожалуй, чаще всего водителей останавливает цена, которую им предлагают за их старый автомобиль. Многие украинцы жалуются — в салоне на условиях трейд-ин им предложили гораздо ниже, чем можно выручить на рынке.

«Цена выкупа будет немного ниже, чем если продавать авто с пробегом самостоятельно», — признает Сергей Боровик. Все дело в том, что

для салона трейд-ин — это бизнес, который должен приносить прибыль. Есть затраты на содержание компании, налоги, зарплаты, коммунальные платежи. «Салон проводит предпродажную подготовку автомобиля, иногда его ремонт. Вполне логично, что цена выкупа не может равняться цене продажи. В то же время салон дает клиенту комфорт, безопасность, удобство и экономит его время», — говорит эксперт.

По его словам, у владельцев авто всегда завышенные ожидания по поводу цены выкупа своей техники, как правило — на 10-30%.

Но для автовладельцев перечисленные аргументы — слабое утешение.

«В салоне мое авто оценили в 5 тысяч долларов, хотя в среднем по рынку такие стоят, минимум, 5,5 тысяч. В то же время б/у машину взамен моей предложили дороже, чем на рынке, на те же 500 долларов. В итоге я терял тысячу долларов. Пришлось отказаться от идеи поменять авто по трейд-ин, и действовать по старинке — вначале продать свою машину, потом купить другую. Да, получилось хлопотно и долго, но зато дешевле», — рассказал «Минфину» один из многочисленных столичных автовладельцев, который долго присматривался к трейд-ин, но так и не воспользовался этой услугой.

«Жалобы не несправедливую оценку будут всегда — собственник априори считает, что его авто стоит дороже, чем ему предлагают. К примеру, нашему сотруднику, который покупал авто по трейд-ин, оценили его старую машину на 300 долларов дешевле, чем предлагали перекупщики. Речь шла о модели среднего класса, на премиальных, возможно, это разница будет большей. Но зато в итоге он быстро провел сделку и в общем остался доволен. То есть, тут каждый должен выбирать, что ему важнее — сэкономить пару сотен или максимально быстро и комфортно обменять автомобиль», — говорит Омельницкий.

По его словам, трейд-ин в Украине будет набирать обороты. «Сейчас многие дилеры насыщают предложение, импортируя подержанные авто из Европы. То есть, у водителя будет более широкий выбор. А ожесточение конкуренции заставляет салоны делать условия программ трейд-ин более выгодными для покупателей», — подытожил он.

Читайте также: Мото-бум. В Украине рекордно растут продажи мотоциклов и скутеров

Константин Сопрыкин