Заместитель министра экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Высоцкий объяснил в колонке на ЭП, почему, по его мнению, этого не произойдет. «Минфин» предлагает ознакомиться с ключевыми тезисами.

Со всеми не договоришься

Крупным игрокам – мировым инвестиционным фондам, международным компаниям и отечественным агрохолдингам – интересны большие и цельные массивы земли, на которых можно вести рентабельный бизнес. А с этим в Украине проблема.

Единственные большие массивы земли, которые остались в Украине, – это государственные земли.

Средний размер участков государственных земель, предоставляемых сейчас в аренду, – более 80 га. Для сравнения у частников – в среднем это около 3,6 га.

Соответственно, чтобы собрать значительный массив земли, нужно договариваться одновременно с десятками пайщиков, которые могут в самый неожиданный момент отказаться от сотрудничества, образовав «островок независимости» посреди единого массива земли.

Ходить договариваться с отдельными владельцами паев, уговаривать их продать землю, будет очень немного желающих.

Еще меньше будет желающих создать «шахматку» и пытаться выкупить оставшиеся паи, используя право соседей для первоочередного выкупа.

Крупные игроки – то ли китайские компании, или украинские латифундии – этим точно заниматься не будут.

Гораздо чаще фермерам или средним аграриям придется защищать свои интересы от таких же фермеров-соседей, которые захотят купить землю, а не от агрохолдингов.

0,5 в одни руки

В законопроекте прописано ограничение по концентрации сельхозземли – 15% в пределах области и 0,5% в пределах страны для связанных лиц.

Будет еще и ограничение по количеству земли в пределах ОТГ, но этот предохранитель еще рассматривается. Поэтому большие массивы просто невозможно будет купить.

К тому же не факт, что земли еще захотят продавать. Продажа будет исключительно по собственному желанию, которое может и не появиться.

Читайте также: Сколько будет стоить гектар земли после снятия моратория

Кроме того, никто не гарантирует, что компании захотят покупать землю – в условиях неопределенности рынка первых лет его существования, выводить деньги из оборота и тратить их на выкуп всей арендованной земли не выгодно.

Деньги к урожаю

Часто спрашивают, в случае введения рынка земли малый и средний фермер получат ли доступ к финансированию, без которого не смогут выкупить землю, на которой работают?

Я не вижу причин, почему малый и средний фермер под реальные активы не сможет получать банковское кредитование. С точки зрения банковского бизнеса, он может быть даже более интересным заемщиком, чем крупный холдинг.

Ведь, во-первых, для небольшого фермера его агробизнес – единственный, и он сделает все, чтобы его держать в хорошем состоянии, в том числе иметь надежную кредитную историю.

Во-вторых, небольшие фермеры часто имеют лучшее качество управления своими земельными участками.

Надежные инвестиции в ОВГЗ: до 16% годовых плюс бонус от «Минфина»

Говорят, что у небольших фермеров есть проблемы с качеством отчетности, необходимой для получения банковского финансирования. Но и отчетность крупных компаний не всегда правдиво описывает то, что происходит в их бизнесе на самом деле.

Кроме того, государственная поддержка, хотя кому-то кажется не очень существенной – 4,4 млрд грн., но поможет при правильном администрировании существенно уменьшить расходы.