Спрос на инновационные услуги растет из года в год, поэтому индустрия имеет огромный потенциал. По статистике ІТ-сектор в 2018 году составил 4% ВВП страны, 2 млрд долларов экспорта. Если сравнить с прошлым годом, то это прирост на 283 млн долларов.

Информационные технологии создают новые рабочие места, новые решения и программные продукты для других индустрий, привлекают иностранных инвесторов, способствуют сотрудничеству с другими странами и увеличивают приток валюты в Украину.

В информационном пространстве активно обсуждается вопрос налогообложения ІТ-индустрии. Государство обвиняют в чрезмерной поддержке данного сектора, а ІТ-специалистов — в уклонении от уплаты налогов.

На самом деле изменение налоговых ставок необходимо для конкурентоспособности на международной арене. Трудовые отношения давно устаревшего КЗоТ невозможно применить к специфике развития информационных технологий. Сознательный бизнес использует альтернативу — ФОП 3 группы.

Группа упрощенного налогообложения не просто уменьшает налоговые выплаты, но и обеспечивает ежегодный рост на 5-10%. Комитет Европейской бизнес ассоциации отмечает легальность, прозрачность и удобство использования этого механизма IT-индустрией .

Упрощенная система налогообложения — ФОП 3 группы — стала движущей силой развития информационных технологий в Украине. Она создавалась не как льгота для отдельной индустрии, тем более ІТ. Она стала инновационным решением и переходом к новым трудовым отношениям.

Подробнее о условиях налогообложения ФОП 3 группы здесь.

Сейчас сотрудников ІТ-бизнеса часто считают злостными неплательщиками налогов и субъектами без социальной ответственности. Но ставка налогообложения в 5% является залогом увеличения высокотехнологичного ВВП и экономики «в смартфоне». Так как развитие и поддержка информационных технологий скрывает за собой большой потенциал.

Нужно отдать должное предсказуемости и стабильности налоговой среды, которая является важным фактором роста. К примеру, 70-80% расходов ІТ-компаний идет на оплату труда. А новое налогообложение дает возможность ІТ-специалистам вести одновременно несколько проектов, что критично для индустрии.

«Нам необходимо формировать собственную стратегию развития ІТ-индустрии, длительно, стратегически и продуманно — лет на 10 вперед. И здесь речь должна идти не о снижении налогов, а о комплексе мер».

Украина имеет шанс стать инновационно-цифровым государством. Наши специалисты очень ценятся во все странах. Благодаря высокому уровню экспертизы, хорошему знанию английского языка и невысокой стоимости услуг.

Международные кейсы стимулирования ІТ

Индия

Ярким примером эффективного взаимодействия государства с ІТ-сектором есть Индия. Она сейчас лидирует среди стран с лучшими условиями для ІТ-разработок. Сейчас правительство Индии обсуждает с индустрией новый пакет льгот на 5−10 лет. Главная задача — развитие стартапов и R&D.

Специальные льготные условия предусматривают, что компании-экспортеры услуг первые 5 лет не платят налог на прибыль и собственность, а 10 лет — налог с продаж. Следующие 5 лет выплачивается только половина налога на прибыль с возможностью продления льготы еще на 5 лет. Кроме этого, ІТ-компании пользуются электроэнергией по заниженным тарифам.

Великобритания

Великобритания известна своим креативным подходом к развитию экономики. Государство возмещает расходы и сокращает налоговые нагрузки. Например, разработчикам компьютерных и мобильных игр возвращают 20% затрат.

США

США имеют жесткую налоговую систему. Но некоторые штаты используют долгосрочные налоговые кредиты для компаний или стартапов. В Луизиане предлагают налоговые кредиты в размере 25% на расходы компаний и 35% на рабочую силу для программных разработчиков. Для игровой индустрии похожие условия существуют в штатах Мэн и Нью-Мексико.

Япония

Япония предлагает ІТ-компаниям беспроцентный налоговый кредит. Его размеры зависят от размера компании и сроков. Они могут составлять от 6% до 30% для компаний, занимающихся R&D.

Румыния

Власть Румынии утвердила для работников налог со всеми социальными взносами в размере 32,5%. При этом румынские ІТ-специалисты освобождаются от налогов при условии, что годовой оборот компании превышает 100 тыс. долларов. С 2015 года это актуально и для стартапов.

Армения

Льготное налогообложение в Армении на протяжении 2018 года получило 360 ІТ-стартапов. Для реализованных стартапов налог на прибыль составил 0% (вместо 20%), а НДФЛ для разработчиков уменьшили до 10% (вместо 23−36%).

Белоруссия

Правительство Белоруссии в 2005 году приняло Декрет о льготном налогообложении софтверных и технологических компаний. Это ознаменовало эпоху так называемого «Парка высоких технологий». Компании, как результат, получили перечень преференций. В частности, освобождение от НДС при условии импорта компьютерной техники, снятие налога на прибыль и недвижимость, освобождение от земельного налога.

Казахстан

Похожая ситуация в Казахстане. Государство создало специальную экономическую зону — «Парк инновационных технологий». Она предусматривает 0% ставки для корпоративного и социального налога, аренды земельных участков, налога на собственность и землю.

Грузия

Грузинская практика состояла в создании оффшорной зоны для ІТ-компаний. Государство провело виртуальную регистрацию компаний, которые занимаются экспортом услуг и решений в сфере информационных технологий. Им гарантировали освобождение от налога на прибыль и НДС. Только при выплате дивидендов компанией выплачивается 5% в пользу государства.

Таким образом налоговые преференции сейчас — эффективная практика.

Информационные технологии ведут конкуренцию с классической промышленностью. Государство получает доходы не только от продажи нефти и газа, но и от инновационных решений и продуктов. А также ІТ успешно интегрируются в любую индустрию от банковского до аграрного сектора.

Украина может стать активным игроком международной ІТ-арены.

Украинский фонд стартапов — лишь первый шаг. Стоит работать над реформированием  ІТ-образования, изменять устаревший КЗоТ, поощрять и поддерживать индустрию. ІТ-бизнес готов к совместной работе и выработке четкого видения развития сектора.