На круглом столе представители НБУ и банкиры рассказали, что по их мнению влияет на курс, стоит ли нам ждать неприятных сюрпризов от уменьшения транзита газа, экономического спада в Аргентине и какое влияние на валютный рынок окажут экспортеры и зарубежные инвесторы.
Дмитрий Сологуб, заместитель председателя правления НБУ
Есть несколько факторов, которые способствовали укреплению гривны. Первый — это спрос нерезидентов на ОВГЗ. Сейчас их инвестиции составляют около 92 млрд гривен.
Спрос нерезидентов растет по следующим причинам:
- упрощение доступа к украинскому рынку ценных бумаг;
- положительные темпы экономического роста, снижение инфляции, стабильная ситуация в банковской сфере;
- положительная реакция нерезидентов на избрание нового президента и его реформаторские планы.
Второй фактор, который влияет на курс, — благоприятные условия на валютном рынке. В частности, улучшение показателей платежного баланса, положительная экспортная конъюнктура, снижение цены на ключевые импортные товары — нефть и газ.
Также продолжают расти объемы поступлений от граждан, работающих за рубежом.
Еще один положительный фактор — уменьшение вывода дивидендов из Украины. Нацбанк снял все ограничения на этот счет, но объемы репатриации дивидендов не выросли.
В дальнейшем, как и в прошлом году, положительно влиять на курс валюты будет высокая урожайность сельскохозяйственных культур. В этом году урожай ранних зерновых культур превышает прошлогодний на 15%. Ситуация с урожаем кукурузы тоже положительная.
Среди рисков, которые могут негативно повлиять на национальную валюту — ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках. В частности, из-за событий в Аргентине. Однако благодаря нормальной макроекномической, монетарной и фискальной политике и сотрудничеству с МВФ Украина может избежать этого тренда.
Несколько негативных сценариев для Украины могут возникнуть из-за ситуации в газовой сфере. В частности, в случае снижения объемов транзита через территорию Украины. По прогнозу Нацбанка, в следующем году транзит может составлять не 80 млрд кубических метров, а 50 млрд. Для платежного баланса это означает минус 1 млрд долларов. Но ситуация может быть и хуже — транзита газа не будет вообще. Нацбанк эти сценарии учитывает.
Несмотря на это, в краткосрочной перспективе значительных рисков для курса гривны нет. Могут измениться условия торговли, снизиться цены на экспортные товары, в условиях гибкого обменного курса это повлияет на котировки. Поэтому в случае необходимости регулятор будет продавать валюту.
Наталья Шишацкая, начальник управления казначейства Банка Форвард
Осенью на снижение курса гривны может повлиять сезонное увеличение активности импортеров. Однако я не думаю, что этот фактор будет существенным. Мы ожидаем достаточно большую выручку от аграриев и металлургической промышленности, что должно сглаживать сезонную активность. Поэтому я ожидаю, что курс будет держаться в том же коридоре, что и сейчас.
Приход инвесторов на рынок государственного долга — это положительный тренд. Если новый парламент реализует судебную реформу, изменения в силовых структурах, откроет рынок земли, мы сможем продолжить этот тренд. Появятся новые инвесторы, которые будут вкладывать средства уже в экономику страны. Это станет положительным фактором и для укрепления гривны.
Юрий Прозоров, президент Украинского общества финансовых аналитиков
Есть два крайних варианта изменения валютного курса. Первый — это ревальвация до 20 гривен за доллар. Это возможно при реализации «сказочного» сценария — должно состояться быстрое открытие рынка земли с ее продажей только за гривну и созданием такого финансового инструмента как «земельный бон». При таких условиях в страну придет огромное количество валюты.
В то же время, в результате ревальвации существенно возрастет ВВП в долларовом эквиваленте, а значит, вырастут выплаты по внешним долгам прошлых лет, о чем с инвесторами договаривалась бывший министр финансов Наталья Яресько. Это существенный предохранитель, который не даст существенно укрепляться гривне даже при самых оптимистичных сценариях.
Верхняя планка курса — около 31 гривны за доллар. Если национальная валюта будет еще дешевле, то это станет невыгодно иностранным инвесторам, которые покупали долгосрочные ОВГЗ. Также этот курс будет чрезвычайно невыгодным для импортеров.
Трудности для национальной валюты могут возникнуть из-за изменения стоимости железной руды, цена которой стала довольно волатильной. Если зерно поддерживает гривну, то с рудой все не так однозначно.
Мировые торговые войны не слишком влияют на Украину. Посмотрите куда мы экспортируем зерно и металл, резких изменений на этих рынках из-за противостояния Китая и США не произойдет.
Скорее всего будет реализован «средний» сценарий изменения курса гривни: незначительная девальвация в пределах 27,5−28,5 грн. за доллар.
Сергей Мамедов, глава правления банка «Глобус»
Гривня укрепилась, поскольку нерезиденты инвестируют в долгосрочные госбумаги. Эта тенденция позволит получать необходимый объем валюты. Также источником валюты является экспорт металла и сельскохозяйственной продукции. Стране нужно обратить внимание на рынок земли, приватизацию, туристический бизнес. Это позволит экономике быстро развиваться.
Сезонность и колебания на рынке сейчас выглядят не так, как раньше. Импортеры могут выбирать, когда им покупать и когда продавать валюту. Я вижу такие плюсы как уменьшение процентных ставок, снижение учетных ставок и активизация экономики. Объемы кредитования будут расти и, соответственно, будет развиваться экономика. Из минусов — кроме облигаций для нерезидентов практически нет инструментов.
Остается риск потерять нерезидентов, которые купили облигаций на 3 млрд долларов, если доходность ценных бумаг будет снижаться. Из проблемных моментов также хочу отметить вопрос «заробитчан». Статистика показывает, что украинцы купили в Польше 70 тыс кв. метров жилья и примерно на 30 млн евро взяли ипотечных кредитов. Люди не просто там работают, а инвестируют в экономику чужой страны.
Сергей Наумов, глава правления Пиреус Банка
Инвесторы сейчас приходят в Украину и вкладывают деньги в долгосрочные обязательства. Это хорошая тенденция. Следующий шаг — корпоративное инвестирование. Но хочу обратить ваше внимание на то, что украинская экономика — все равно, что дом на песке. За последнее время, несмотря на укрепление гривны, фундаментального ничего не произошло. Да, упростился процесс захода инвесторов. Но мы прекрасно понимаем, что инвесторы очень чувствительны к тому, что происходит в глобальном мире.
В Украине ярко выражена сезонность. Когда аграрии тратят деньги, идет приток долларов. Когда начинается отопительный сезон, мы становимся сильно зависимы от импортной составляющей, так как необходимо покупать газ. Должны быть хеджирующие факторы, которые с одной стороны позволят привлечь валюту в страну, а с другой — сгладить ситуацию в случае возникновения большого спроса на валюту. На перспективы мы смотрим достаточно позитивно, но, без изменений в экономике, я думаю, нас будет бросать из стороны в сторону.
Рынок земли и законодательство в финансовой сфере требуют реформирования. Сейчас мы видим позитивное настроение инвесторов, лояльное к новой власти. Но такие риски, как отопительный сезон, дефицит угля и нерешенные вопросы с «Газпромом» влияют на курс гривны. Их нужно минимизировать. Если мы пройдем эту осень, устранив негативные факторы, то, я считаю, что 2020 год будет годом серьезного роста.
Многие говорят, что НБУ сейчас должен быть более агрессивным с точки зрения скупки валют. Я, как банкир, считаю, что это не совсем правильно. Во-первых, это бы нарушало принципы НБУ о плавающем курсе. Во-вторых, стране необходимо показывать, что курс гривны может не только девальвировать, но и ревальвировать. Это полезно с точки зрения инвесторов. Они должны иметь какую-то уверенность в нашей валюте.
Алексей Блинов, главный экономист Альфа-Банка
Последние три года наблюдалась четкая сезонность. Теперь она уничтожена позитивными факторами. Много экспортеров ждали девальвационного давления в конце этого лета. Поскольку его не было, с начала лета остались отложенные продажи экспортной выручки.
Текущий фактор укрепления гривны — урожай. Можно с уверенностью сказать, что мы превысим прошлогодний урожай зерна с большим плюсом. В этом году цены на пшеницу не очень снизились. И сейчас экспортируется продукт, который приносит где-то 100 млн долларов в месяц.
Ревальвация произошла благодаря позитивному соотношению экспорта и импорта. Также большой капитал может дать приватизация и открытие рынка земли. Приход нерезидентов значительно повышает объем продажи валюты. Сейчас впервые происходит изменение системы стимулов в финансовом секторе.
Стоит ожидать существенный эффект дедолларизации экономики. Происходит замещение валютного долга на внутреннем рынке гривной. Теперь финансовые учреждения меньше заинтересованы в валютных депозитах. Это приведет к профициту валюты в банках.
Алексей Писарев, Светлана Тартасюк