Да это и понятно - ревальвация национальной валюты бьет по поступлениям в госказну, план не выполняется. Национальный банк считает, что это не его дело и игнорирует доводы Минфина. 

На чьей стороне правда и почему двум ключевым финансовым ведомствам так сложно найти общий язык,  рассказал на своей странице в Facebook глава инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.

У Нацбанка и Минфина много общего. Оба органа проводят серьезные внутренние реформы. Подписи обоих руководителей обязательно стоят под всеми Меморандумами с МВФ. Минфин и Нацбанк играют ключевые роли в Совете Финансовой Стабильности.

Однако, к сожалению, они пока не могут договориться о такой стабильности. Сегодня взаимное недопонимание выплеснулось наружу. Причинами недовольства стали позавчерашнее размещения ОВГЗ Минфином руб 17.2 млрд (львиную долю выкупили иностранцы) и вчерашнее утреннее проседание межбанковского курса доллара ниже 25 грн/$. Одни недовольны тем, что государство слишком дорого одалживает средства (16-17% годовых), другие — чрезмерно дорогой гривной (в курсовом и процентном значениях).

Читайте такжеБюджет в опасности: Минфин просит НБУ давать более точные валютные прогнозы

Три ключевых пункта

1. Министерство финансов дорого привлекает средства в бюджет.
Да, дорого, но в текущих условиях дешевле невозможно. Минфин ведет очень открытую политику займов. Обнародована стратегия управления государственным долгом, заимствования проводятся прозрачно,  информация о держателей долга в открытом доступе (это заслуга НБУ), известны даты и суммы погашения.

  • Минфин должен привлекать средства в бюджет с определенным опережением, потому что из-за низкого курса доллара поступления в госказну импортного НДС сильно просели.
  • Минфин должен обеспечивать бесперебойность финансирования всех запланированных расходов. Особенно — социальных и вопросов безопасности. С небольшой натяжкой можно сказать: если бы не займы, пенсии вовремя не выплачивались бы.
  • Минфин должен обеспечивать равномерность расходов в течение года. Иначе, в конце года будем иметь неприятные скачки курса гривны.
  • Минфин не может привлекать средства значительно дешевле, потому что учетная ставка, которую устанавливает Нацбанк сейчас 17% годовых. Банки (и их клиенты) могут супернадежно получать те же 17% годовых по двухнедельным депозитным сертификатам НБУ. Более того, обнародованный недавно Нацбанком прогноз учетной ставки на 2019-2021 год показывает, что высокие доходы по депозитними сертификатам банки будут иметь еще достаточно долго. Для чего тогда им покупать более рискованные ОВГЗ с меньшей доходностью?
  • Минфин должен привлекать длинные займы, потому что в 2020-м году государство должно отдавать наибольший объем долгов. Если сейчас продавать ценные бумаги со сроком погашения до 1 года, то нагрузка по перекредитованию на следующий год еще увеличится. Так и до дефолта можно доиграться.

Получите больше по своему депозиту с Бонусом от «Минфина»

Читайте такжеВ Нацбанке объяснили, почему регулятор допустил обвал доллара

2. Курс гривны слишком быстро растет.
Да, по моему мнению — слишком быстро.

  • С начала этого года до 29 июля портфель ОВГЗ у иностранных инвесторов вырос с 6 млрд грн. до  71 млрд грн., то есть на 65 млрд грн. Это значит, что в страну приплыли примерно $2’400 млрд на покупку госбумаг. За это время чистая покупка валюты Нацбанком достигла отметки $2‘168 млрд. То есть, НБУ даже не выкупил всю эту ”горячую” валюту, при этом снизил курс 28 грн/$ до 25 грн/$.
  • В свое оправдание Нацбанк объясняет, что не противостоит трендам, а лишь сглаживает краткосрочные пики. Я считаю, что приток средств международных спекулянтов (именно они в первую очередь покупают ОВГЗ) нельзя считать трендом. За ним не стоят ни макропоказатели нашей экономики, ни позитивные структурные изменения в международной торговле. Более того, даже хорошая для Украины конъюнктура на сырьевых рынках не способна вывести в «плюс» наш внешнеторговый баланс.
  • Поэтому было бы целесообразно выкупать «горячие спекулятивные доллары» без изменения курса гривны к инвалютам. В крайнем случае ревальвировать гривну на 1% при покупке $1 млрд. На сегодня имели бы курс 27 грн/$, значительно меньшую валютную доходность у спекулянтов и спокойствие при возможном резком оттоке средств нерезидентов.

Читайте такжеДо дна далеко: каждый 2-й читатель «Минфина» верит, что доллар продолжит падать

3. Учетная ставка слишком высока.
Да, согласен. Нацбанк слишком медленно снижает учетную ставку. Всего на 1% с начала года. И по базовому сценарию снизит еще на 1.5-2% до конца года.

Бесспорно, участники Комитета НБУ по монетарной политики имеют больше информации для принятия решения. Безусловно, вопрос будущей инфляции является главным фактором при установлении ставки. Не сомневаюсь в профессионализме знакомых мне членов Правления НБУ и членов КМП.

Однако, с моего кресла выглядит, что Нацбанк дует на воду. Ведь политические риски не реализовались, МВФ достаточно благосклонно смотрит на новую власть в Украине, инфляция выше целевого показателя в основном через административные решения, на которые ставка не имеет влияния.

В то же время, негативное влияние высокой ставки на экономику очевиден. Депозитные сертификаты и ОВГЗ, обеспечивают высокую доходность банкам. Не увеличивая кредитование последние бодро отчитываются о росте доходов на 30-50%.

Да, есть и другие причины почему банки игнорируют реальный сектор, и эти причины вне пределов влияния НБУ, и все-таки скорее снижение учетной ставки стало бы экономике на пользу, а инфляции бы не очень повредило.

Таким образом, в споре Минфина и НБУ я бы присудил победу Министерству финансов со счетом 3:0.