С одной стороны, это дает зеленый свет быстрому проведению любых важных реформ. Однако монополия власти в сочетании со слабой экономикой несет в себе ряд рисков. Каких — написали аналитики Raiffeisen Bank International и Райффайзен Банка Аваль в обзоре Special Ukraine Post-Election. «Минфин» публикует сокращенный вариант анализа.
Какие моменты следует мониторить участникам рынка
После выборов стоимость облигаций рванула вверх, особенно евробондов. Но если инвесторы хотят и дальше оставаться с прибылью, они должны постоянно отслеживать происходящее в Украине.
Важно обращать внимание на новости, которые касаются таких вопросов:
-
Кто станет премьер-министром и кого назначат на ключевые должности в новом кабинете министров.
-
Кто будет исполнять обязанности главного прокурора и главы СБУ и какими будут их первые шаги. Есть ли признаки, что со стороны правоохранительных органов пресс на бизнес снижается?
-
Полноценно ли работают антикоррупционные суды и другие службы по борьбе с коррупцией.
-
Какими будут первые инициативы и законы, принятые новым парламентом, и насколько они популистичны.
-
Дальнейшее развитие судебных дел по национализации Приватбанка: заметны ли признаки протекционизма?
-
Будет ли новое правительство вести дискуссии или делать шаги, которые угрожают независимости НБУ.
-
И, последнее, как (и когда) новая власть начнет готовиться к переговорам с МВФ. Не появятся ли необоснованные требования, которые могут задержать или сорвать сотрудничество?
Риски, способные ухудшить финансовую ситуацию
Нереалистичные ожидания населения и участников рынка от новой власти
Если президент и парламент не смогут в короткие строки выполнить ожидания своего электората, доверие может быстро смениться разочарованием. Между тем конфликт на Донбассе Зеленский не в силах решить сам, тем более, за короткий период. Для этого потребуется добрая воля президента России, но примеры других активных и замороженных конфликтов в регионе не дают повода для оптимизма. Более того, значительные уступки Кремлю или сепаратистам увеличат напряжение в обществе и в самой партии «Слуга народа».
Борьба с коррупцией требует серьезных реформ, а это длительный и сложный процесс
Коррупция в Украине укоренилась и представлена практически на всех уровнях, поэтому реформы будут сталкиваться с ожесточенным сопротивлением. Это будет замедлять их внедрение и охлаждать реформаторский пыл. Так провалились многие попытки провести системные изменения после Евромайдана, в 2014-15 гг. Успешным примером стала реформа Нацбанка.
Большое число людей во власти без необходимого опыта
У нового президента есть квалифицированные и опытные советники, однако многие из его команды и заместителей в политике совсем новички. Нехватка нужных знаний и опыта увеличивает риск ошибок в суждениях, коммуникации и пр. Показательный пример — предложение провести люстрацию на более жестких условиях в применении к предыдущей администрации/правительству. Внешние наблюдатели считают такое предложение неоправданно жестким и популистским.
В новом парламенте будут депутаты с очень разными интересами, что может провоцировать разногласия, непоследовательные решения и затягивание с принятием важных законов. Если рейтинг президента начнет падать, лояльность к нему депутатов может снизиться, что сделает управление страной еще сложнее.
Призрак протекционизма
Предполагаемые тесные деловые отношения Зеленского с олигархом Игорем Коломойским вызывают опасения в плане влияния последнего на решения президента и возможного протекционизма.
Угроза авторитаризма
В руках Владимира Зеленского сейчас сконцентрировано слишком много власти, в то время как внутри политической системы Украины очень мало рычагов сдержек и противовесов. Хотя влияние олигархов и забюрократизированность процессов может действовать как альтернатива системе противовесов.
На финансовых рынках пока царит позитив
Аналитики также напомнили, что финансовые рынки позитивно отреагировали на результаты парламентских выборов. Курс гривны повысился на 1% после выборов, и в целом на 4,6% с момента президентских выборов, которые прошли в конце апреля. Валютные гособлигации резко поднялись в цене после того, как иностранные инвесторы пересмотрели политические риски. Стоимость евробондов после выборов подпрыгнула на 1% и продолжает расти.
Украинские ВВП-варранты (ценные бумаги, выпущенные в 2015 году в рамках реструктуризации госдолга, платежи по которым зависят от динамики реального ВВП Украины в 2019-2038 гг.) резко подорожали и достигли нового исторического максимума.