По данным компании Autoconsulting, по итогам первого полугодия этого года моторынок вышел в плюс на рекордные 63%. Для сравнения: продажи автомобилей за это же время увеличились всего на 1,3%.

Новые — в приоритете

В Autoconsulting отмечают: в отличие от авторынка, где рекорды ставят продажи б/у машин, в сегменте мотоциклов рост приходится, в первую очередь, на новую технику. Она, по итогам первого полугодия, уже отвоевала 80% всего рынка мототехники. Ближе к началу летнего сезона в Украине продавалось по 4 тысячи новых мотоциклов в месяц, что стало рекордом с 2008 года.

Эту тенденцию подтверждают в салоне MotoYard (Днепр), который торгует подержанными мотоциклами из Японии и Китая. «Прошлый год был для нас более удачным, чем этот. Продажи не только не выросли, но и снижаются», — рассказали «Минфину».

Не исключено, что все дело в условиях продажи. Многие салоны предлагают новые мотоциклы в кредит, тогда как б/у технику приходится покупать за наличку.

По мнению специалиста по развитию бренда Ducati компании «Гранд-Автомотив» корпорации «Укравто» Ивана Борща, бум на рынке обеспечивают продажи бюджетной мототехники из Китая, зачастую в кредит.

Рассрочку декларируют и продавцы б/у техники, но по факту она не слишком выгодна. К примеру, в «МотоХате», где большинство моделей, выставленных на продажу, стоит 800-1,5 тысячи долларов, предлагают кредиты от «КредитМаркета» на срок от 3 до 36 месяцев под 2,5% в месяц. При этом без официального трудоустройства можно получить ссуду только на 7 тысяч гривен, а с официальным — до 50 тысяч. Если взять максимальную сумму, то ежемесячно нужно будет платить 1250 гривен процентов, а это «лишних» 15 тысяч гривен в год.

Есть кредиты и от банков, но преимущественно — потребительские, под достаточно высокие проценты. Скажем, Альфа-Банк предлагает ссуду под 3,5% в месяц, ОТП-Банк — под 3% в месяц, Приватбанк — под 2,9% в месяц.

Салоны, торгующие новой техникой, как правило, работают с банками на иных условиях. Здесь можно взять кредит под 15-17% годовых, а некоторые и вовсе предлагают беспроцентные ссуды на несколько месяцев. Часто именно этот фактор и становится определяющим для покупателя.

Лучшие кредитки для водителей. Выбрать 

При этом предложение б/у мотоциклов на вторичном рынке просто зашкаливает. На OLX в разделе мототехники активных объявлений — почти 42 тысячи. Цены стартуют от 3-5 тысяч гривен. За 5,5 тысяч гривен, к примеру, предлагается мотоцикл «Минск». Владелец готов еще подвинуться в цене или обменять свою модель на другой мотоцикл, из чего следует, что покупатели в очередь явно не становятся. За 7,5 тысяч гривен реально купить скутер Viper, по 9 тысяч распродают японские скутеры со склада.

При этом на премиальные марки цены держатся достаточно высокие. Скажем, Honda VRX400 Roadster 1999 года выпуска продается за 3,8 тысяч долларов, Kawasaki Zzr 1400 Zx14 2007 года — 7,2 тысячи долларов, Suzuki Boulevard m109r 2008 года выпуска — 12 тысяч долларов.

Впрочем, переизбыток предложения вынуждает владельцев сбрасывать, минимум, 10% от первоначальной цены. Поэтому многие мотоциклисты считают свою технику «разовой» и покупают для себя. Они понимают, что в случае перепродажи, сделка в любом случае будет для них невыгодной.

Пробки и экономия

В Autoconsulting отмечают, что в отдельные месяцы этого года на рынке фиксировалась динамика почти в 100%, по сравнению с прошлым сезоном. И фактически, продажи мототехники уже скоро сравняются с объемами реализации автомобилей, которые в Украине всегда были традиционно выше. 

В салоне «Мотобайк» такую популярность мотоциклов поясняют несколькими причинами. Во-первых, сказывается напряженный трафик в украинских мегаполисах. «Из-за пробок мотоциклы становятся не роскошью, а практически единственным средством передвижения по загруженным улицам», — шутит продавец Илья Червинский. Во-вторых, мотоциклы и скутеры сравнительно недорогие, что позволяет воплотить в жизнь мечту о «колесах» даже украинцам со сравнительно небольшими бюджетами.

По словам Ивана Борща, средний бюджет, с которым приходят в салон покупатели — 2-3 тысячи долларов. За эти деньги можно купить новые модели. Основной спрос приходится на технику с объемом двигателя 125-300 кубических сантиметров.

Цены на б/у технику стартуют с 300-500 долларов. За такие деньги реально купить, к примеру, скутер.

Читайте такжеКрутой разворот: как салоны заставляют украинцев покупать «не те» автомобили

Бюджеты в премиальном сегменте начинаются в среднем от 15 тысяч долларов. В этой категории хорошо продаются модели с двигателем в 800-950 «кубиков» — Ducati Monster, Scrambler, Multistrada, — отмечает Иван Борщ. Верхняя ценовая планка может превышать и 50 тысяч долларов.

В-третьих, мотоциклы традиционно более экономичные, чем автомобили. С учетом достаточно высоких цен на бензин, этот фактор становится важным для все большего числа украинцев. Так, если среднестатистический автомобиль «съедает» до 10 литров на 100 км хода, то у мотоциклов этот показатель — 2,5-3,5 литра. То есть, если на автомобиле 100 км можно проехать за 290 гривен, то на мотоцикле на такой же отрезок пути уйдет бензина на 72,5- 101,5 гривен.

В Autoconsulting говорят, что одной из причин всплеска продаж на моторынке стало то, что о нем «забыли» законодатели. «Правила не корректировали, сохранив стабильные и сбалансированные условия игры и ставки пошлин. Это дало возможность операторам реализовать долгосрочные стратегии, которые сейчас и «выстрелили», — резюмируют в компании.

Китайцы рулят

По данным исследователей, погоду на нашем рынке мототехники делает Китай. «Его продукция занимает 87% украинского рынка. Следом идет Индия (7,4%), Япония (3,3%) и Германия (1%).

Брендом №1 в 1 полугодии этого года стал Musstang, на который пришлось 20% продаж. В итоге ему удалось потеснить экс-лидера — Spark, у которого теперь второе место в типовом списке. Третье место занимает Lifan, на долю которого приходится почти 10% всех продаж. В топ-5 также Shineray и Geon.

В премиум-сегменте расстановка сил следующая — лидирует Honda, следом идет BMW и Kawasaki. На выбор потенциального покупателя заметно влияет также мода на ту или иную модель и близость к фан-клубам ценителей мото-брэндов.

Интересно, что набирает обороты также сегмент электро-мотоциклов. Но пока украинцы только присматриваются к такой технике и на ее долю в продажах приходится всего 0,11%. Активнее же всего в 2019 году растут сегменты трайков (трехколесных мотоциклов) и макси-скутеров (нечто среднее между скутером и мотоциклом). 

Константин Сопрыкин