О том, почему ставка Федеральной резервной системы важна для украинской экономики, написал для «НВ» преподаватель Эдинбургской бизнес-школы Иван Компан. «Минфин» публикует сокращенный вариант колонки.
На прошлой неделе финансовый мир следил за слушаниями в Конгрессе США: председатель ФРС Джером Пауэлл проводил доклад по монетарной политике. Всех интересовал вопрос: снизит ФРС ставки на следующем заседании в конце июля или нет. Это важно, ведь от позиции и дальнейших действий ФРС зависит экономическая и финансовая ситуация во многих странах мира.
Судя по всему, ставка ФРС в конце июля будет снижена. На волне ожиданий в США моментально выросли рынки акций, обновив исторические максимумы, чуть ослабел доллар, а кривая доходности американских гособлигаций немного выровнялась.
Чем ниже стоимость денег в США, тем ниже она по всему миру. И если Япония и Европа могут себе позволить идти своим путем, то развивающиеся рынки, к которым относится Украина, не в состоянии игнорировать происходящее в США.
Центральные банки Чили, Малайзии, России, Индии и Филиппин уже начали снижать ставки. По оценке Bloomberg, в ближайшие недели к ним могут присоединиться Индонезия, Южная Африка, Южная Корея и Турция. Китай формально ставку не снижал и вроде не планирует, но вовсю стимулирует экономику другими способами: повышает квоты на заимствования для региональных властей, снижает налоги, уменьшает нормы резервирования для банков для увеличения объемов кредитования малого и среднего бизнеса.
Руководство НБУ в четверг должно объявить, какой будет учетная ставка в течение следующего месяца. Можно предположить 3 сценария развития событий.
Сценарий № 1. Нацбанк оставит ставку на уровне 17.5%, прикрываясь историями об угрозе роста инфляции. Первая часть миссии НБУ, состоящая в «Забезпеченні цінової та фінансової стабільності», будет уверенно выполнена. В краткосрочной перспективе выиграют те, кто купил ОВГЗ, а курс гривны еще укрепится. В долгосрочной же за все будет платить государственный бюджет и украинская экономика. Если сможет!
Сценарий № 2. НБУ снизит ставку на 25−50 бп. Самое простое и политически безопасное решение в ситуации неопределенности. Вроде и снизили, но никому ничего не прищемили. На фоне очень низких, а то и отрицательных ставок в мире, наши 17% — 17.5% представляют для «инвесторов» праздник невиданной щедрости.
Те, кто покупает украинские гривневые ОВГЗ, точно не будут в обиде. Если, как прогнозирует НБУ, инфляция в 2019 году cоставит 6.3%, а доходность ОВГЗ около 18%, то реальный заработок «инвесторов» составляет«космические» 11% годовых. Вопрос лишь в том, достаточно ли мы богаты, чтобы сделать счастливыми всех нынешних и будущих владельцев ОВГЗ.
Сценарий № 3. НБУ может вспомнить, что в конечном итоге его миссия состоит в «сприянні сталому економічному розвитку України», а финансовая стабильность — это инструмент его достижения. И, по примеру других стран, существенно понизит ставку, чтобы украинские банки наконец-то перестали вкладывать все свободные средства в ОВГЗ и начали кредитовать реальный сектор, особенно малый и средний бизнес. Если ставка будет существенно снижена, как минимум теоретически это должно привести к удешевлению кредитов, что хорошо для украинского бизнеса и экономики страны.
Вдобавок должна немного снизиться стоимость гривны - это сделает украинскую продукцию более конкурентной на международных рынках. Если уровень инфляционных ожиданий, который декларирует НБУ — 6,3% к концу года и 5% в 2020, отражает реальную ситуацию, то такой сценарий вполне реален. Зачем держать ставку втрое выше уровня инфляции? Если же все не так радужно, то хотелось бы услышать от руководства НБУ обновленный прогноз инфляции с пояснением причин роста цен.