Нюансы нового «законопроекта о кешбеке» и последствия его принятия раскрыла в своей колонке на ThePage старший юрист KPMG Ukraine Law Наталья Мусиенко. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.

Минфин вынес на обсуждение законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс и закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Однако он не прошел согласование в Государственной регуляторной службе Украины.

По данным Минэкономразвития, уровень теневой экономики Украины в 2018 году составил 30% официального ВПП. Цель законопроекта о так называемом «кешбеке» — вывести из тени обращение наличных средств, разрушить отдельные схемы уклонения от уплаты налогов, снизить коррупционные риски при администрировании налогов и сборов.

Какие изменения предлагает внести Минфин 

Законопроектом предусмотрены штрафные санкции для продавца, если он не выдаст покупателю расчетные документы за приобретенные товары (услуги) на сумму свыше 850 грн. Если покупатель пожалуется контролирующему органу, тот может наложить на продавца штраф в размере 200% от стоимости приобретенных товаров/услуг. При повторном нарушении штраф составит 500%. А покупатель получит 100% компенсации стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), указанных в его жалобе, за счет штрафных средств.  

Учитывая, что санкции применяются при покупке товаров или услуг на сумму от 850 грн, минимальный штраф составляет 1,7 тыс. грн. Максимальный лимит не установлен. Между тем в 2018 году контролирующие органы провели 14,78 тыс. проверок и применили штрафы на 452,65 млн грн. Средняя сумма штрафа составила 30,6 тыс. грн.  

Сможет ли законопроект оправдать ожидания

Если законопроект примут, это может спровоцировать сопротивление бизнеса, так как штрафы слишком высокие. Опыт показывает: несоразмерная ответственность не стимулирует налогоплательщиков, даже если подобные подходы «сработали» в других странах.

Также возможны злоупотребления со стороны покупателей при подаче жалоб. В законопроекте нет требования предоставить доказательства, что расчетный документ не был выдан. То есть проверку могут проводить просто на основании утверждения покупателя.

Возврат средств к тому же очень забюрократизирован: покупатель сможет получить «кешбек» только после того, как продавец оплатит штраф, а контролирующий орган подготовит заключение в орган Государственной казначейской службы. Такой подход, вполне вероятно, не заинтересует покупателей. А значит, законопроект не принесет ожидаемых результатов.

Хотя в целом идея мотивировать граждан участвовать в контроле за соблюдением законодательства неплохая. Возможно, было бы целесообразнее перенять опыт Грузии, где все фискальные чеки принимали участие в государственной лотерее. Естественно, каждый покупатель был заинтересован в том, чтобы забрать свой чек за покупку. То есть применялся подход «пряника», а не «кнута», как это предлагают в законопроекте.

Если этот закон будет принят, у бизнеса появится дополнительная ответственность и необходимость контролировать выдачу расчетных документов, что усложнит работу. Особенно негативно это может сказаться на деятельности малого и среднего бизнеса, где бизнес-процессы, как правило, налажены хуже. Для представителей МСБ такие суммы штрафов достаточно большие, а для физических лиц-предпринимателей могут даже стать основанием для конфискации имущества.