Украинский авторынок снова лихорадит. Во-первых, владельцы евроблях получили отсрочку по штрафам — дату «Х» перенесли еще на три месяца — до 24 августа этого года. В общественной организации «АвтоЕвроСила» рассчитывают, что к тому времени сумеют пролоббировать для евробляхеров более выгодные условия по растаможке. Перспектива дешевой легализации уже взвинтила цены на евробляхи. «Дарить» их по 100 долларов или сдавать на разборку водители больше не торопятся.
Во- вторых, подорожать могут не только евробляхи, но и новые авто из салона. В мае Кабмин принял постановление о введении дополнительной пошлины в 5% на целый ряд российских товаров, в том числе, и автомобили. Но под санкции автоматически попадают и другие иномарки. Чтобы доказать, что авто не российское, импортеру нужно будет предоставить сертификат происхождения товара. И эти расходы могут «зашить» в ценник на машины.
«Минфин» разбирался, как меняются правила на авторынке и что будет с ценами на машины.
Отсрочка штрафов и растаможка по-новому
Напомним: 24 мая должно было стать «черным днем» для всех евробляхеров. С этого дня вступали в силу рекордные штрафы — до 170 тысяч гривен или конфискации авто.
Но накануне даты «Х» «карательную операцию» отложили. Согласно принятым парламентом законодательным изменениям, штрафы отодвинули на 90 дней — до 24 августа. Примечательно, что изначально лоббисты евробляхеров пытались выторговать еще полгода «вольной», но в итоге сошлись на трех месяцах.
В «АвтоЕвроСиле» считают, что и этого времени достаточно для того, чтобы переписать правила растаможки.
Так как президент распустил Верховную Раду, и парламентские выборы состоятся уже в июле, «до 24 августа, до вступления штрафов 170 тысяч гривен, есть шансы и время на принятие закона о доступной растаможке. Теперь нужны новые депутаты, которые действительно с народом и за народ», — написал на своей странице в Facebook соучредитель «АвтоЕвроСилы» Александр Чернявский.
Кстати, под лозунгом «доступной растаможки» эта общественная организация уже анонсировала создание собственной политической силы.
В комментариях «Минфину» Чернявский пояснил: «Мы занимаемся тем, чтобы пересмотреть законодательство до 22 августа. Убрать акциз или коэффициент из формулы — это самое быстрое что можно сделать».
Читайте также: Штраф 170 тысяч или «вольная» еще на полгода
Напомним: формула, по которой просчитывается стоимость растаможки евроблях, включает несколько составляющих — акциз, 10% ввозной пошлины, 20% НДС.
Запуская легализацию евроблях, депутаты поменяли лишь правила начисления акцизного сбора. Теперь акциз включает базовую ставку (50 евро для бензинового двигателя и 75 евро — для дизельного), коэффициент объема двигателя, коэффициент возраста (до 15). Последний удорожает растаможку евроблях больше всего. Ведь речь, как правило, идет о видавших виды машинах, выпущенных в конце 90-х или начале 2000-х. То есть если, к примеру, владелец годичного авто с двигателем 2 литра платит акциз 100 евро, то за такую же 10- летнюю иномарку придется выложить уже тысячу евро.
Если удастся убрать хотя бы коэффициент возраста, растаможка «блях» уже заметно подешевеет.
Бляхи по двойной цене
Евробляхеры воспряли духом и уже не готовы «дарить» или выбрасывать на свалку свои авто. По данным Autoconsulting, иномарки на европейской регистрации на рынке вторичных перепродаж больше не падают в цене. Наоборот, они подорожали.
«В январе этого года в Украине можно было купить подержанный автомобиль за 400-500 долларов. В феврале, перед окончанием льготного периода растаможки, цены упали. Например, за Volkswagen Caddy 2002 года с дизельным мотором 1,9 л просили всего 200 долларов. За 300 долларов предлагали Volkswagen Passat 1996 г не на ходу. Цены на нерастаможенные иномарки на ходу начинались, минимум, с 350 долларов. Это, например, бензиновый Volkswagen Golf III 1991 г. А нерастаможенная Renault Laguna 1999 г с пробегом 30 тыс. км предлагалась за 399 долларов. За нерастаможенный VW Passat 1996 г сегодня просят уже от 600 долларов. За Renault Clio 2001 г —830 долларов. За VW Golf 1994 г до 500 долларов. Была среди предложений трехмесячной давности и Audi A6 1997 г за 400 долларов с пробегом 700 тыс., которая находилась в Польше. Сегодня за подобную машину просят от 1000 долларов. То есть, цены выросли в полтора — два раза», — констатируют в Autoconsulting.
Однако очереди желающих стать счастливым владельцем евробляхи не наблюдается. Как сообщил «Минфину» представитель электронной площадки по продаже авто RST.ua Александр Голубов, «по сравнению с прошлым годом, спрос на автомобили на иностранной регистрации упал в 3-4 раза. Отсрочка штрафов глобально не повлияла на интерес покупателей». Но есть еще один нюанс: дешевые евробляхи давили на цены всех б/у машин. Если сейчас «фактор блях» исчезнет с вторичного рынка, подержанные автомобили автоматически подорожают.
Ловушка для новых иномарок
«Автомобильная турбулентность» накрыла не только евробляхи, но и респектабельный и законопослушный рынок новых машин.
На одном из последних заседаний Кабмин одобрил введение специальных пошлин на целый перечень российских товаров. В «черный список» попало несколько десятков наименований, в том числе, и продукция машиностроения — начиная с шин и запчастей, заканчивая легковушками и коммерческими авто.
С 1 августа они будут облагаться дополнительной пошлиной в 5%.
И тут всплывает сразу несколько проблем.
Во-первых, как отмечает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, с 2015 года в Украине уже действуют спецпошлины на российские авто — от 10,41% до 17, 66% от таможенной стоимости.
Максимальная ставка спецпошлины (17,66%) действует на автомобили производства ООО «Соллерс – Дальний Восток» ( УАЗ и SsangYong). Для ВАЗовской продукции — 14,57%, а для всех остальных производителей, включая мировые бренды, собирающие автомобили в России (Volkswagen, KIA/Hyundai, Renault, Nissan и т.д.) —10,41%.
То есть, если наложить на «спецпошлину №1» новую «спецпошлину №2», то получится 15,41% —22,66% от стоимости авто.
По данным Autoconsulting, сейчас на нашем рынке представлены следующие авто российского происхождения: Lada (все модели), ГАЗ (все модели), УАЗ (все модели), Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Creta и Accent (отдельные комплектации), Chevrolet Niva, Kia Rio (отдельные комплектации), КАМАЗ, ПАЗ. По итогам прошлого года, рыночная доля таких авто составила порядка 5%, а объемы поставок выросли на 1,6%. За 4 месяца этого года общая доля продукции российского автопрома сократилась до 3,7%. О том, что цены на авто из РФ осенью, скорее всего, подскочат, уже заявили отдельные импортеры.
В ценовом сегменте, в котором реализуются авто из России, фактор цены, как правило, очень критичный, а конкуренция высокая. Поэтому дистрибуторы могут и вовсе отказаться от ввоза автомобилей из РФ.
Во-вторых, непонятно что делать с иномарками, которые могут быть и российскими, и не российскими. Скажем, Hyundai Creta и Accent производятся, помимо РФ, еще и в Индии. Есть разная сборка также у Volkswagen. Эксперты предполагают, что доказать, что авто не российское и не должно облагаться пошлиной, можно будет лишь предоставив сертификат происхождения.
Более того, как написал на своей странице в Facebook Олег Назаренко, «все авто и запчасти из любых стран при отсутствии сертификата происхождения априори будут считаться авто из РФ и подлежать обложению спецпошлиной 5%».
Понятно, что импортеры позаботятся о получении таких сертификатов. Но не факт, что это не отразится на ценнике. Конечно же, 5% сверху за сертификат компании вряд ли приклеят, но на несколько сотен евро иномарки могут подорожать. Впрочем, пока автомобильные компании не решили, что будут делать.
Как заявили «Минфину» в пресс-службе компании «АИС», официально документы о введении спецпошлин пока не опубликованы. «Соответственно, их юридический анализ пока не проведен», — пояснили в «АИС».
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что на стоимость новых авто больше влияет курс доллара и евро. Пока они выгодные для покупателей. Но непонятно, что будет с осени, когда начнется сезонная девальвация гривны.
Константин Сопрыкин