1 января 2019 года закончилось действие моратория на проверки малого и среднего бизнеса, который впервые ввели в 2014 году. Помимо плановых проверок, инспекторы ГФС могут заблокировать деятельность предприятия и занести его в число рисковых без веских аргументов. Это негативно сказывается на работе бизнеса: блокирование налоговой отчетности парализует отлаженные и прозрачные бизнес-процессы.
Подробнее о том, как налоговая служба создает проблемы малому и среднему бизнесу в Украине, рассказала «Минфину» адвокат, партнер АО «Клочков и партнеры» Анастасия Гурская.
Случаи, когда работники ГФС без наличия законных оснований присваивают предприятию гриф «рисковый», блокируют регистрацию налоговых накладных и, как следствие, хозяйственную деятельность, в Украине уже стали тенденцией.
Все добросовестные предприятия-плательщики НДС обязаны регистрировать налоговые накладные при работе с контрагентами. Некоторые компании ежемесячно обязаны регистрировать более ста налоговых накладных на суммы от 10 грн до 10 000 грн и больше. Ни один контрагент не захочет платить за товар или услуги, если соответствующие налоговые накладные не зарегистрированы. Большинство договоров даже предусматривает такое условие.
Когда ГФС блокирует налоговые накладные, то часто приводит в свою защиту аргумент о наличии процедуры обжалования их блокировки.
Как проходит процедура обжалования налоговых накладных
Сначала предприятие может предоставить подтверждение реальности хозяйственной операции по каждой накладной во внесудебном порядке. А уже затем обжаловать решение налоговой в суде. Но подготовка объяснений и соответствующих документов - это большой объем работы для бухгалтеров и юристов компании. Например, предприятие должно подтвердить, откуда поставляется товар, способ доставки, на основании чего состоялась операция и т.п.
К тому же, если обжаловать блокировку налоговой накладной в суде, это повлечет затраты времени — около года судебного процесса, и расходы на судебный сбор — около 4000 грн за одну налоговую накладную, даже если сумма налоговой накладной 100 грн.
Возникает закономерный вопрос, — как функционировать бизнесу в таких условиях? И о каком благоприятном инвестиционном климате в Украине можно говорить, если деятельность предприятия может быть заблокирована в любой момент под предлогом «кому-то показалось, что вы рисковый предприниматель». Выходит, что в правовом государстве не действует принцип презумпции невиновности и налоговые органы оставляют за собой право признавать предприятия рисковыми даже без наличия полномочий.
Общая картина на реальном примере
Для наглядности рассмотрим типичную ситуацию с компанией «N», которая занимается оптовой торговлей в Украине около десяти лет и относится к предприятиям реального сектора экономики. В течение длительного периода оно осуществляет хозяйственную деятельность с полным соблюдением требований действующего законодательства Украины:
- постоянно и уже длительное время арендует одно и то же помещение (офис) и склад;
- держит штат наемных работников;
- подает отчетность в установленные законом сроки.
- в отношении предприятия, его руководства и основателей отсутствуют уголовные производства;
- оно не проводит никаких рискованных операций.
Однако такое предприятие довольно быстро может стать банкротом из-за блокирования его деятельности.
Примерно полгода назад предприятию стало известно, что его отнесли к рисковому Плательщику в соответствии с требованиями пп.1.6. Критериев рискованности плательщика. Предприятие получило письмо от 5 ноября 2018 года №4065/99-99-07-05-04-18 «Критерии рискованности налогоплательщика». На каких основаниях — непонятно. ГУ ГФС в Киеве не предоставляет четкого ответа о причинах включения предприятия в число рисковых по запросампредприятия и его представителей. Решение не подпадает ни под один из признаков Критериев рискованности.
С целью добиться разблокированияхозяйственной деятельности предприятие неоднократно обращалось в ГУ ГФС в г. Киеве с соответствующими заявлениями и обращениями, предоставляло полную информацию и все необходимые первичные документы, которые подтверждают все операции со всеми контрагентами.
Включение предприятия в перечень рисковых субъектов хозяйственной деятельности привело к блокировке регистрации налоговых накладных и корректировкам к ним, а затем парализовало всю его деятельность. Ведь предприятие имеет обязательства перед контрагентами по поставкам товара, которые не может выполнить из-за невозможности регистрации налоговых накладных. В результате оно нарушает условия договоров с контрагентами и несет имущественную ответственность, установленную договором, и не получает положенную прибыль.
Компания ежедневно сталкивается с колоссальными убытками, ведь каждая торговая сеть ожидает поставки товара, которые технически невозможно оформить. С таким развитием событий легко представить, что будет с предприятием уже через месяц, ведь без дохода платить налоги и заработную плату работникам не с чего. В итоге сотрудники уволятся, налоговый долг ежедневно будет расти, а предприятие становится заложником ситуации: «отсутствует регистрация налоговой накладной — нет оплаты и есть штраф».
Шаги представителей предприятия в защиту его деятельности
Своевременно предоставили в ГУ ГФС в г. Киеве доказательства в подтверждение этих обстоятельств должностным лицам ГУ ГФС в г. Киеве. Но после этого предприятие не исключили из перечня рисковых и не предоставили сведения о конкретных основаниях для его отнесения к перечню рисковых субъектов хоздеятельности.
У руководства предприятия возникает предположение: возможно, ГФС блокирует деятельность предприятия, ожидая получить неправомерную выгоду? Действительно, такие действия со стороны должностных лиц ГУ ГФС в г. Киеве дают основания предполагать, что определенные должностные лица имеют собственную заинтересованность в блокировании хозяйственной деятельности предприятия. Предполагаем и возможное наличие желания у этих должностных лиц получения неправомерной выгоды от предприятия по непрепятствованию хозяйственной деятельности.
Более того, ГУ ГФС в г. Киеве блокирует хозяйственную деятельность предприятия, учитывая и ссылаясь исключительно на Письмо ГФС Украины от 05.11.2018 года №4065/99-99-07-05-04-18 по Критериям блокировки НН/РК, которое отменили решением Окружного административного суда г. Киева от 26.04.2019 г. (дело №640/1240/19).
Действия ГФС являются противоправными в этом случае, ведь в остановке регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН они руководствуются письмом от 5 ноября 2018 №4065/99-99-07-05-04-18 «Критерии рискованности налогоплательщика», которое суд обязал ГФС Украины отозвать как таковое, что не подлежит исполнению. Указанные Критерии рискованности налогоплательщика не утверждены нормативным актом ГФС Украины и не согласованы Министерством финансов Украины, что противоречит требованиям п. 10 Порядка №117. Что это значит? Письмо о критериях признано Верховным Судом таковым, которое не имеет силы нормативно-правового акта.
Верховный Суд пришел к выводу, что пока отсутствует должным образом утвержденный нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопросы определения оснований для приостановления регистрации налоговых накладных. Упомянутое письмо ГФС таковым считаться не может, поскольку не является нормативно-правовым актом. Такую позицию занял Верховный Суд в своем постановлении от 2 апреля 2019 по делу N 822/1878/18.
Предприятие обратилось и в Совет бизнес-омбудсмена, чтобы защитить свои права. Чтобы уполномоченный орган способствовал проверке действий налоговиков относительно возможного совершения коррупционных деяний и/или других нарушений законных интересов субъектов предпринимательства в результате действий или бездействия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов хоздеятельности (№1904191700120 от 19 апреля 2019) представители предприятия написали жалобу.
Что дальше
Предприятие «N» максимально использовало законные инструменты защиты, а сейчас находится в режиме ожидания и терпит убытки. Борьба за продолжение нормальной деятельности предприятия — наглядный ответ на вопрос, почему небольшие компании постоянно закрываются, а инвесторы развитых государств не готовы работать в Украине.