Если парламент одобрит документ, уже с 2023 году каждый работающий украинец в возрасте до 40 лет будет обязан ежемесячно отчислять в специальный накопительный фонд 2% дохода, чтобы обеспечить себе достойную старость. Со временем размер отчислений достигнет 10%.
О том, кто будет распоряжаться пенсионными накоплениями украинцев и как будут защищены эти средства, «Минфину» рассказал глава НКЦБФР Тимур Хромаев.
Ранее вы заявляли, что до запуска второго уровня пенсионной системы необходимо принять законы о сплите, о производных финансовых инструментах, о защите инвесторов. Эти законы не приняты, почему же законопроект о накопительном уровне появился сейчас?
— Второй уровень появится не завтра. Закон, если парламент его примет, вступит в силу через несколько лет, а первые деньги от людей поступят в фонд в 2023 году. Поэтому у нас есть время и на принятие сплита (законопроекта, который передает контроль над небанковским рынком от Нацкомфинуслуг Нацбанку и НКЦБФР – «Минфин»), и на то, чтобы привести полномочия регулятора к международным стандартам. И даже если поменяется политическая ситуация, пенсионная реформа должна быть принята. Это вопрос экономический. Нет другого способа покрыть будущие расходы, не зарабатывая денег.
Политики часто любят говорить, что они придут к власти и всех осчастливят, но не говорят за счет чего. Мы же предлагаем создать механизм, который даст людям возможность обеспечить себе достойную пенсию.
Как будет реализован второй уровень пенсионной системы?
Граждане, не достигшие 40 лет, будут регулярно отчислять в специальный Накопительный фонд часть заработка. Вначале это будет 2% от заработной платы. В случае значительного повышения среднего уровня зарплаты, отчисления вырастут до 10%. Таким образом, за 20-25 лет человек сможет накопить сумму, которая даст ему возможность получать достойную пенсию.
Отчисления в Накопительный фонд и последующие пенсионные выплаты не будут налогооблагаться.
Управлять пенсионными средствами будут профессиональные компании по управлению активами. Предполагается, что граждане смогут сами выбирать негосударственный пенсионный фонд или компании по управлению активами, в которых он будет формировать свои пенсионные накопления. Но мы прописали правила работы с пенсионными деньгами таким образом, чтобы участники рынка, у которых нет достаточных средств и прозрачных правил работы, не могли быть авторизованы в качестве участников системы.
Предполагается, что сумма отчислений украинцев в Фонд со временем вырастет с 2 до 10%. Это повысит нагрузку на доходы людей. Рассматривался ли вариант частичного перераспределения ЕСВ, уплачиваемого в ПФ, в пользу Накопительного фонда?
Если у вас сегодня зарплата 100 грн, а завтра будет 120 грн – вы готовы будете отложить с этих денег 2,4 грн. на будущее? Средняя зарплата за 2 года выросла более чем на 30%. Украинцы должны понимать, что важно отложить часть этих денег на старость, а не стимулировать потребление.
Кроме того, других источников финансирования ПФ у нас нет. И мы — не то ведомство, которое должно заниматься поиском таких источников. У нас есть инвестиционный механизм, и мы намерены его использовать. Он дает возможность людям накапливать в хорошие времена. Солидарная система находится в сложной ситуации, количество работающих граждан снижается, а количество пенсионеров растет. И отягощать солидарный уровень нашими накопительными экспериментами не стоит. Мы будем использовать будущие доходы, а не текущие.
Куда будут инвестированы средства будущих пенсионеров?
— В те же инструменты, куда инвестируют НПФ: ОВГЗ, акции, облигации украинских и иностранных эмитентов, металлы. Закон фактически не ограничивает инвестиции в разные активы, но их эмитенты должны иметь наивысший инвестрейтинг.
В большей степени речь будет идти о государственных облигациях разной срочности, в том числе, номинированные в валюте, а также акциях и облигациях системных компаний. Их удельный вес будет составлять более 90%. А вот инвестиций в недвижимость, например, не будет. Квадратные метры — это первично-общинный инструмент накоплений в современном обществе.
В законопроекте предусмотрены разные типы портфелей – динамичный, сбалансированный и консервативный, чтобы человек мог выбирать степень риска для своих накоплений. Как будет отличаться требование к активам в каждом из них?
Разницы в активах или рейтингах эмитентов не будет, но, например, в динамичном портфеле может быть больше инвестиций в компании ІТ. Согласно законопроекту, за 10 лет до пенсии все накопления будут переводиться в консервативные портфели.
Пенсионный фонд будет вести учет взносов в Накопительный фонд. Есть ли гарантия, что в какой-то момент средствами Накопительного фонда не будет покрыт дефицит солидарной системы, как это случилось в России, в Чили?
Этот вопрос не является предметом этого закона. Да, такие случаи были в России, Венгрии, Чили. Это происходило из-за несостоятельности пенсионной системы, экономических потрясений. И тогда государство лезло в карман к гражданам.
Мы постарались сделать такой сценарий невозможным. В законопроекте предусмотрено разграничение функций и ответственности каждого участника. Мы минимизировали возможность административного влияния за счет назначения независимых директоров Накопительного фонда. Потому законных методов для использования этих средств в покрытие дефицита не будет.
Но ПФ будет играть важную роль во втором уровне системы. Он будет вести учет взносов, которые работодатель и работники будут отчислять в накопительный фонд. Это упростит администрирование и существенно удешевит его. Такую систему можно наладить и независимо от Пенсионного фонда, но это обойдется в 10 раз дороже.
О каком объеме средств идет речь? Станут ли накопления второго уровня существенным инвестресурсом для экономики?
— Не знаю, но это большие деньги. Мы не относимся к ним как к ресурсу или стимулу для развития экономики. Задача – обеспечить старость украинцев. Вторичный и косвенный инвестиционный эффект будет, но он появится не раньше, чем через 5-7 лет после запуска второго уровня. Но к тому моменту в Украине, надеюсь, будет другой уровень качества финансовой системы, и она не будет развиваться только за счет пенсионных накоплений украинцев.
Сколько нынешних участников рынка могут быть допущены к обслуживанию пенсионных средств? Ведь в проекте прописаны довольно жесткие условия: не менее 5 млн. евро капитала, 20 млн евро в управлении, отсутствие «связей» НПФ с КУА, комплаенс…
В начале их будет немного, но мы допустим всех, кто будет соответствовать требованиям. Порог вхождения высокий, но посильный. Те, кто захочет участвовать в системе, должны прийти с деньгами и четкими правилами работы, а не голые и босые, по принципу — «а заработаю я по ходу». Кто из нынешних участников сможет выполнить требования – я не готов обсуждать.
Украинцы хотят иметь доступ к европейским финансовым уровням защиты. Значит, рынок должен соответствовать этим требованиям. Мы не говорим о сотнях миллионов евро в капитале. Но ответственность должна быть, и капитал должен быть достаточным.
Как фондовый рынок воспринял эти жесткие условия? Участники готовы открывать структуру собственности и докапитализироваться?
Что такое рынок? Для нас — это потребитель, а не подконтрольные участники и финансовые операторы. Баланс интересов должен быть на стороне инвестора, а не оператора. На сегодняшний день количество активных инвесторов на нашем рынке близится к нулю. У нас нет другого выхода, кроме как следовать международным стандартам и внедрять европейскую практику. Мы не можем культивировать отечественный фондовый рынок и создавать ему комфортные условия работы в ущерб интересам населения.
Готовы ли вы на первом этапе становления накопительного уровня допустить к управлению пенсионными активами международных операторов?
Думаете, они хотят управлять нашими деньгами? Они сюда не придут, мы им непонятны. Они не зарабатывают деньги на махинациях и злоупотреблении доверием.
Но если иностранные игроки захотят прийти и авторизоваться, они могут это сделать. Процесс в законе прописан так, что любой, даже иностранный игрок, может получить авторизацию, если соответствует требованиям.
В Украине давно работает третий добровольный уровень пенсионной системы, в котором участвуют НПФ, страховые компании и др. Но они так и не стали популярны, украинцы не доверяют финансовым институтам деньги надолго. Почему так происходит?
По нескольким причинам. Недоверие людей вызвано финансовыми кризисами. Кроме того, добровольно откладывать на старость люди начинают, когда у них появляются свободные средства. Украина — одна из беднейших стран Европы. Инвестиция в стиральную машину сегодня принесет людям большую выгоду, чем НПФ. Третья причина состоит в том, что наша финансовая система не создает дополнительную стоимость. Экономика не работает, ставки по кредитам высокие. Соответственно, получить займ и развивать бизнес невозможно. Количество финансовых инструментов ограничено. Украина — одна из самых последних стран по показателю простоты доступа к финансовым инструментам: для накопления нам доступны только депозиты. А банки никогда не смогут формировать долгосрочные пассивы (более 10 лет) — эта возможность есть у пенсионных, инвестфондов и страховых компаний.
Более того, третий уровень пенсионной системы можно считать добровольным весьма условно – 99,8% людей, участвующих в НПФ, никогда самостоятельно не отчисляли туда деньги, это делают за них работодатели. По сути, это кептив (работа с аффилированными компаниями – «Минфин»). Практика доказывает, что объемы третьего уровня всегда будут оставаться небольшими, это дополнительная возможность для тех, кто может себе ее позволить. Но пенсия нужна всем, и задача государства — дать украинцам качественный инструмент для этого.
Читайте также: Накопить на пенсию: НПФ или депозит
Недоверие вызвано также многочисленными фактами финансовых махинаций, вывода средств через неликвидные активы. Можно вспомнить, например, случай с НПФ Национального банка, из которого вывели 30% активов и никто не понес наказания. Где гарантия, что такой сценарий не будет реализован и с Накопительным фондом?
Гарантий нет. Но наши потери в прошлом не должны ограничивать наши действия в будущем. Ситуация с НПФ НБУ возникла из-за того, что к управлению пенсионными средствами были допущены связанные лица. Они сами копили, администрировали, размещали, управляли и списывали убытки со счетов своих же коллег. С сегодняшними НПФ такая же история, они все связаны с КУА и все живут за счет инвесторов. Потому одним из требований законопроекта является прозрачность структуры собственников. Мы хотим видеть, кто стоит за администратором НПФ, КУА и банком-хранителем. И это не должны быть связанные лица. Доверие придется отстроить с нуля.
Вторая проблема – деньги выводились за счет замены ликвидных активов на неликвидные. Потому мы установили жесткие требования к активам, это должны быть только высоколиквидные инструменты высокого инвестиционного рейтинга. И третье – деньги из НПФ выводились за счет завышенного уровня расходов. У меня у самого есть счет в НПФ. Так вот, за 10 лет половина моего инвестдохода ушла на обслуживание этого счета. Мы установили в законопроекте, что расходы администратора и КУА не должны быть выше 0,5% активов, чтобы в конце-концов не оказалось, что все, что человек накопил, ушло на обслуживание его пенсионного счета.
Вы заявляли, что своей задачей на посту главы НКЦБФР считаете приведение законодательства в соответствие с европейскими требованиями, принятие законов о защите инвесторов и т. д. Эти законопроекты так и не были приняты. Вы видите для себя возможность продолжать работу в качестве главы НКЦБФР?
Я спокойно отношусь к перспективе своей отставки. Но если этих законопроектов не будет, то проблема будет не в моей отставке, а в том, что людей будут обманывать и обещать им сотни процентов прибыли. Финансовые инструменты — как сообщающиеся сосуды. Если у нас законы выписаны таким образом, что ежегодно сотни миллионов гривен воруется у украинцев fx-дилерами и другими мошенниками, то винить в этом мы можем только себя.
Вы уже 4 года чистите рынок от мошенников и схем. Можно ли считать, что сегодня все участники работают честно, и рисков больше нет?
Чистка – процесс постоянный, он не должен останавливаться. Финансовый сектор был сплошным «схематозом», и он до сих пор не создает дополнительную стоимость для экономики. Он паразитирует на экономике и в кризисный момент схемы могут возобновиться. Как только мы приведем рынок в соответствие с нормами ЕС, мы увидим рост экономики и доверия к финансовым инструментам.
Схема «стань миллионером», благодаря которой через ОВГЗ легализовали деньги, объединяет огромное число участников рынка. Перекрыли ее или она снова может быть использована?
— Схема существует из за нескольких причин и не все они отрицательные. В том числе в силу того, что доход от ОВГЗ не облагается налогом, и это правильно. Но в Украине нет прозрачного клиринга (порядок расчета по сделкам) – это сплошная серая зона, которую мы три года пытаемся убрать. Финансовый рынок должен работать в четких правилах, а если государство не обеспечило создание такой системы – то глупо рассчитывать на добросовестность участников рынка. Не все можно предусмотреть в законе, многие требования должен выставлять регулятор и постоянно контролировать.
И вы сейчас в состоянии это отслеживать и прекращать?
— Да, в какой-то мере мы это делаем и отслеживаем схемы. Но мы оцениваем риск этих операций в тех инструментах, которые у нас есть, учитывая ограниченность технических и финансовых ресурсов. Огромной проблемой остается информационная закрытость – мы не можем обмениваться информацией с нашими иностранными коллегами. Украина остается «банановой республикой», которая привлекает мошенников со всего мира, потому что ответственности за финансовые махинации у нас нет. У нас плохо налажен обмен информацией между госорганами.
Мы видим, например, обращение ценных бумаг, а НБУ — обращение денег. Доступ госорганов к информации должен быть унифицирован. Ведь если эти средства будут украдены, у нас должен быть механизм — как обеспечить их возврат.
Беседовала Регина Дацюк