О методах решения проблемы государственного долга рассказал в своем блоге на Facebook глава Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенный вариант блога.

Проблемы государственного долга присущи многим странам: например, в феврале этого года госдолг США вырос до рекордного уровня — 22 трлн долларов. Расходы на обслуживание государственной задолженности становятся ощутимым бременем для бюджета США. Считаю, что это стало одним из побудительных мотивов для ФРС отказаться от повышения ключевой ставки (между ставкой Федрезерва и ставками по гособлигациям США обычно есть зависимость). Не исключаю, что со временем ФРС может вернуться к политике снижения процентных ставок.

В период сверхнизких ставок в 2008-2016 гг. годовая стоимость обслуживания госдолга США составляла $200-300 млрд. Но после того, как ФРС несколько раз повышал ставку и довел ее до диапазона 2,25-2,5%, расходы на обслуживание приблизились к $500 млрд. Увеличение расходов на обслуживание госдолга сокращает финансирование раздела так называемых «произвольных выплат», которые можно потратить на развитие экономики. В чем-то похожи связи работают и для госдолга Украины и его влияния на экономическое развитие страны.

Высокий госдолг — не американский или украинский феномен. По состоянию на конец 2018 года объем госдолга в мире достиг 66 трлн долларов. Это почти вдвое выше показателя 2007 года и эквивалентно 80% мирового ВВП. Если сравнивать, то ситуация в нашей стране не такая уж и плохая: по данным Минфина соотношение уровня госдолга к ВВП снизилось с 71,8% в 2017 году до 62,7% в 2018 году. В США по итогам прошлого года это соотношение составило 105%. Однако сумма госдолга Украины за прошлый год выросла с $76,31 млрд в 2017 году до $78,32 млрд.

Более 50% госдолга США сосредоточено в ФРС и правительственных структурах. У нас ситуация похожа — около 45% номинированных в гривне облигаций внутреннего государственного долга Украины находятся на балансе НБУ. Примерно столько же — на балансе банков, из них большая часть — в госбанках. Возможность рефинансировать эти облигации есть, но возникает вопрос цены. В Штатах валюта госдолга такая же, которую эмитирует Госказначейство США. У нас около двух третей госдолга номинировано в иностранной валюте.

Долговая проблема имеет множество аспектов, универсальных рецептов ее решения нет. Можно печатать много денег и спровоцировать инфляцию, что нам не подходит. Можно объявить дефолт, но это тоже не для нас. Лучший вариант — чтобы украинские изобретатели и инженеры разработали и внедрили в производство новые инновационные продукты с высокой долей добавленной стоимости, которые создадут новые рынки, на которых будет доминировать украинская продукция. Тогда у бюджета будет значительно больше возможностей рассчитываться по долгам, а потребности в заимствованиях будут гораздо ниже. К сожалению, пока не видно предпосылок для реализации этого сценария. Реален на этот момент тяжелый эволюционный путь.

  1. Необходимо продолжать сотрудничество с МВФ и другими официальными кредиторами Украины для погашения пиковых платежей по валютной части госдолга. Тем более, в отечественной практике стало правилом начинать и доводить до завершения реформы именно под давлением МВФ.
  2. Нам придется занимать на рынках. В середине марта О. Маркарова говорила о необходимости привлечь 4 млрд долларов. Возможно, прекращение повышения ставки ФРС позволит это сделать на более приемлемых условиях.
  3. Цифры очень важны, но долг — это структурное несоответствие между входными и выходными ресурсами. Важна правильная траектория долговой нагрузки: после сглаживания острой фазы проблем с госдолгом не избежать фискальной консолидации и перехода к бездефицитному бюджету (лучше к профицитному). Уместно вспомнить фразу У. Черчилля — «Я не могу предложить вам ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота».

Важно соблюдение четких позиций относительно независимости НБУ. Несоблюдение принципов независимости НБУ с большой вероятностью станет отправной точкой для распространения панических настроений и оттока капитала. Нарушение обязательства по обеспечению независимости НБУ, которое является одним из краеугольных камней программ с МВФ, будет восприниматься как сигнал возможного прекращения сотрудничества.

Решение проблемы займет много лет — при условии реального проведения всех запланированных реформ, успешного сотрудничества с международными финансовыми организациями, повышения бюджетной дисциплины. И продолжения экономического роста.

В августе прошлого года Трамп заявил, что на погашение госдолга пойдут средства, полученные от введенных США торговых пошлин. Но если рассматривать пошлины как предохранитель, который способствует росту внутреннего производства, то это увеличивает поступления налогов, уменьшает дефицит бюджета, и, соответственно, снижает потребность в государственных заимствованиях. Применение политики промышленного протекционизма для поддержки развития национальной индустрии позволит постепенно аккумулировать и средства на погашение госдолга Украины.

А еще госдолг можно использовать для развития экономики и снижение потребности во внешних заимствованиях. Имею в виду, например, целевые гособлигации (учитываются по спецфонду госбюджета), средства от которых должны направляться на развитие высокотехнологичных и экспортно-ориентированных секторов экономики.