Кто спровоцировал интерес инвесторов к ОВГЗ, чем вызвана валютная аномалия и почему Украина завидует Гане — рассказал в своей колонке на НВ специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon capital Сергей Фурса. «Минфин» публикует сокращенный текст блога.
На мировом рынке продолжаются стабильно высокие поступления средств в фонды, инвестирующие в долги развивающихся рынков. Это подталкивает страны третьего мира выходить и брать побольше, пока дают. На этой неделе на рынок еврооблигаций вышла Гана. Вышла с триумфом, фестивалем и ярким праздником. Африканская страна, обладающая рейтингом повыше Украины, смогла привлечь $3 млрд. При этом спрос достигал $21 млрд. Черной завистью смотрят на эту ситуацию в украинском Минфине. И хотели бы выйти на рынок за деньгами, но до конца выборов не могут.
Тем не менее, цены в украинском сегменте еврооблигаций выросли на 1-1,5 пункта за последнюю неделю. Средняя доходность по кривой пришла к уровню в 8,3%. И чем ниже падает рейтинг Тимошенко, тем выше идут цены на украинский долг. Хотя даже сейчас очевидно, что транш нам не видать раньше июля — и то, если удастся выполнить программу. Потому что, например, когда в рамках реформ налоговой и таможни сейчас набирают глав этих ведомств на зарплату в 24 тысячи гривен, то есть сомнения, что найденные персонажи будут позитивно восприняты МВФ.
Хорошо себя чувствуют бумаги корпоративных эмитентов, где динамике котировок радуются как собственники государственных банков, так и, например, Метинвеста.
На рынке внутренних облигаций новый всплеск активности, который позволяет Минфину привлекать за аукцион до $500 млн в эквиваленте. В этот раз нам снова отчасти помогла мировая закулиса. Goldman Sachs выпустил отчет, в котором написал, что после открытия внутреннего рынка облигаций, в результате запуска Clearstream, в ОВГЗ могут зайти иностранцы на сумму больше 150 млрд грн. А когда идет такая волна, никто не хочет оставаться последним в очереди. Очевидно, что это будет стимулировать как укрепление курса, так и падение доходности.
В результате Минфин провел второй по успешности аукцион в сезоне, а основной спрос пришелся на гривневые бумаги, покупаемые иностранцами. Любопытно, что даже такой заход нерезидентов, которые, очевидно, зашли в двухлетние бумаги, не повлиял на курс гривни.
Валютная аномалия продолжается: в период сезонной слабости доллара относительно гривны курс поднялся выше 27,0 и упорно не делает попыток опускаться ниже, хоть в последние дни и постепенно снижается. И если отсутствие эффекта нерезидентов можно объяснить тем, что они просто перекладывались в более длинные бумаги, продавая короткие ОВГЗ, то что давит на гривну последние две недели, сказать сложно. Тем более, Укрзализныця активно отрицает свою вину.
Такое давление можно назвать привычным паранормальным явлением, которое было замечено и в 2016-м, и в 2018 году. Можно лишь подозревать продавцов импортных тюльпанов, которые ежегодно после 8-го марта переводят свои доходы в валюту.
Что нового в этом году – так это выборы и активное деньгометание по этому поводу. Подозревать пенсионеров в том, что они раскачивают курс, трудно. Зато легко можно представить, что большая часть денег, которая направляется в виде кэша в регионы на стимулирование голосования, просто разворовывается по дороге. Стандартная история для Украины. А вот люди, которые к этому причастны, вполне могут тут же переводить эти деньги в доллары. И это тоже частично могло бы объяснить тот факт, что драйвером роста курса в эти дни был черный рынок. Но если принимать эту версию как основную, то сложно понять, почему подобная аномалия происходила в 2016 и 2018 годах и почему курсовые волнения постепенно успокаиваются.