О достижениях прошлого года, первых итогах либерализации и возможностях, которые появились в связи с нововведениями, рассказал на Валютном Форуме директор департамента открытых рынков НБУ Сергей Пономаренко.
«Минфин» публикует ключевые тезисы его выступления.
Новые подходы
Главное, что изменилось — это философия Нацбанка. Раньше регулятор во многих вопросах ссылался на Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля», в котором было много ограничений и запретов. Сейчас Нацбанк может самостоятельно устанавливать правила игры и регулировать валютный рынок.
Валютный межбанк становится «глубже»
Межбанковский валютный рынок постепенно «углубляется» на фоне валютной либерализации. Он показывает хорошую динамику. В первую очередь - за счет увеличения объемов операций импорта-экспорта. Но и банки начали активнее торговать на межбанковском рынке.
Предпосылкой для роста объемов и ликвидности валютного межбанка стало увеличение дневного лимита покупки на валютную позицию с 0.5% до 1% в августе 2017 года. А также отмена дневного лимита в конце марта 2018 года.
В период кризиса НБУ был вынужден ограничить возможность банков покупать валюту на собственную валютную позицию — сначала до 0,1% от регуляторного капитала. Потом этот показатель поднимали до 0,5%, затем — до 1%. На данный момент дневных лимитов нет, банки действуют в границах лимитов открытой валютной позиции, то есть на уровне 5% регулятивного капитала. И это способствует активизации торгов.
Важное нововведение прошлого года - появление системы Matching (электронный стакан). Эта система торгов, предложенная компаниями Refinitiv и Bloomberg, значительно повысила прозрачность валютного рынка. Теперь актуальный курс доллара к гривне доступен онлайн, что позволяет банкам транслировать цены в автоматическом режиме.
Кроме того, систему «электронного стакана» НБУ использует во время интервенций на валютном рынке, в первую очередь — для увеличения валютных резервов. Нацбанк покупает до 15 млн долларов в день в условиях микрофинансовой стабильности. Чтобы не нарушать общую динамику торгов, НБУ проводит операции в период самой высокой ликвидности рынка — с 10 до 13 часов.
Система «электронного стакана» позволяет НБУ закупать валюту анонимно, на тех же условиях, что и другие участники торгов. Контрагенты не видят, кто находится по другую сторону, и не могут договориться о специальных ценах. Это очень прогрессивный формат торгов, который полностью изменил наш валютный рынок.
Углубление валютного рынка усиливает его способность к самобалансированию. Кроме того, это создает условия для снижения влияния НБУ на его работу в будущем.
Активность НБУ
Согласно опросу, центральные банки присутствуют на валютном рынке в диапазоне от 0.5% до 40% торговых дней в году. Там, где действуют условия режима гибкого курсообразования, центробанки вмешиваются в деятельность рынка не слишком часто: в среднем 4,5% торговых дней в году.
Что касается Нацбанка, пока он очень активный игрок валютного рынка. НБУ присутствует на нем приблизительно 40% торговых дней в году, то есть почти каждый второй день. Но такой задачи у Нацбанка нет, поэтому с ростом резервов и стабилизацией условий участие регулятора будет сокращаться. На данный момент НБУ увеличил объем покупок валюты с 10 млн до 15 млн долларов в день, но и снизил свое присутствие на рынке для сглаживания колебаний.
Плавающий курс
НБУ руководствуется политикой плавающего обменного курса, поэтому курс гривны колеблется под действием фундаментальных факторов.
В 2017 году обесценивание гривни к доллару США (-3.2%) было более умеренным, чем в 2016 году (-13.3%). В 2018 году гривна укрепилась к доллару США (1.4%).
Однако относительно других валют стран-основных торговых партнеров Украины, укрепление гривны в 2018 году было весьма значительным: евро — 5.3%; злотый — 8.0%; казахский теньге — 14.1%; рубль — 18.2%; турецкая лира — 28.7%
Что принципиально изменилось после 7 февраля
Увеличился граничный срок расчетов по экспортно-импортным контрактам с 180 до 360 дней.
С 1 марта норма обязательной продажи валюты снизится с 50% до 30%. Идея не в том, чтобы увеличить объем валюты на рынке, а в том, чтобы в условиях кризиса обеспечить постоянный оборот валюты. Ведь ситуация, когда на рынке нет валюты — это совсем другой уровень рисков, чем покупка по плохому курсу.
Сейчас валютный рынок значительно вырос, и объемы продаж в пиковый период перед Новым годом достигали почти 1 млрд долл. США в день.
7 февраля НБУ отменил требование Т+1, когда покупатели были обязаны резервировать валюту за день до планируемой покупки. Раньше это было нужно для планирования торгов и контроля операций. Сейчас, когда ЗВР больше 20 млрд долларов, такой необходимости уже нет.
Отменены индивидуальные лицензии как класс. Вместо них создана система э-лимитов для инвестиций за рубеж: 50 тыс. евро для физлиц и 2 млн евро для юрлиц в день. С 7 февраля э-лимитами воспользовались 246 физлиц — на сумму 3 млн евро и 25 юрлиц — на сумму 850 тыс. евро.
Бизнес может репатриировать дивиденды за 2018 год — до 7 млн евро в месяц.
Отмена лимита на досрочное погашение внешних обязательств, а также расширены возможности использования форвардных контрактов. Раньше их применяли только при внешнеэкономических операциях, а сейчас также можно хеджировать внешние кредиты и кредиты от украинских банков в иностранной валюте. Это нововведение позволит значительно расширить круг потенциальных клиентов.
Банки получили возможность совершать операции СВОП, которые раньше рассматривались как покупка и обратная продажа валюты. Сейчас это ресурсная операция, которая со временем станет конкурентом кредитам под залог.
Банки могут продавать государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, своим клиентам как в гривне, так и в иностранной валюте. Но покупать такие ценные бумаги у своих клиентов (кроме банков) банки могут только в гривне.