О том, какие изменения произойдут в обозримом будущем на украинском рынке платежных услуг, рассказывает юрист практики международного бизнес-администрирования ЮК Juscutum Диана Губская.
Ожидалось, что уже с 1 апреля 2019 года украинские банки начнут открывать клиентам счета по новым стандартам. В переходный период, до начала апреля, в качестве альтернативы можно будет использовать и прежние реквизиты, и новые — IBAN. Но в конце февраля Нацбанк отложил внедрение IBAN до 5 августа, а в обязательном порядке — до 1 ноября 2019 года по просьбе самого банковского сообщества.
Одним из ключевых направлений деятельности НБУ на 2019 год будет развитие рынка финтех-услуг, расширение платежной инфраструктуры, легализация новых нетривиальных участников платежного рынка – PSIP, AISP, TPP. Эти и другие новшества станут возможны после внедрения в украинское законодательство норм европейской директивы PSD2, цель которой — интеграция новейших платежных решений.
PSD2 — основа здоровой конкуренции
Платежная директива Европейского союза 2015/2366/ЕС (Directive on Payment Services), известная как PSD2, вступила в силу в январе 2016 года. Она регулирует порядок предоставления платежных услуг, принципы взаимодействия участников рынка и, среди прочих, вопросы лицензирования. По сути, эта директива устанавливает новые правила игры для банков и финансово-технологических компаний, которые активно развиваются (финтех-стартапов).
Все страны ЕС обязались перейти на эти правила еще к январю 2018 года. Украина, которая декларирует курс на евроинтеграцию, уже несколько лет активно готовится к нововведениям и постепенно имплементирует отдельные нормы Директивы в национальное законодательство. НБУ проводит работу по гармонизации украинского платежного законодательства с европейским. Ниже мы рассмотрим изменения, которые уже затронули украинскую регуляторную базу.
Появление нетривиальных субъектов финансового рынка
В начале 2016 года Нацбанк Украины представил рынку концепцию законопроекта «О платежных услугах и поставщиках платежных услуг». Его цель не ограничивается внесением точечных поправок в действующую нормативку, а охватывает создании единой не коллизионной нормативной базы. В основу законопроекта положена PSD2, что определяет порядок функционирования компаний, которые обслуживают платежи. Среди классических игроков — банки и НФУ.
Также на арену выходят нетривиальные субъекты финансового рынка:
- PI — Payment Institutions (платежные операторы);
- EMI — Electronic Money Institutions (операторы электронных денег);
- Поставщики почтовых услуг (в качестве поставщиков платежных услуг);
- PISP — Payment Initiation Service Provider (провайдеры услуг инициирования платежа);
- AISP — Third Party Account Information Service Providers (провайдеры услуги предоставления информации о состоянии счета).
Список услуг существенно пополнится: на смену собирательному понятию «перевод средств» приходит 9 самостоятельных сервисов. С точки зрения расширения рыночной инфраструктуры наиболее интересны следующие из них:
- обслуживание платежей, которые проводятся с помощью цифровых или информационных устройств дистанционной коммуникации, в числе которых терминалы наличной оплаты («cash-in»);
- инициирование оплаты;
- сбор агрегированных данных о балансе счета(ов), когда клиент предоставляет разрешение на получение и сбор таких данных с помощью цифровых или информационных устройств дистанционной коммуникации. Фактически появление этого сервиса вызвано требованием Директивы об открытии API и появлением концепции Оpen banking.
Цифровизация финансового рынка
Среди ключевых технических требований Директивы, которые привели к изменениям на рынке, были открытые API (Application Programming Interface). Теперь банки обязаны давать доступ к платежным аккаунтам своих клиентов финтех-компаниям, с которыми они, по сути, конкурируют. Если упустить технические подробности, то API — это способ общения и обмена информацией компьютерных программ между собой. Разные виды ПО взаимодействуют, отвечая на запросы и выполняя определенные команды. Полученные данные будут использоваться для создания инновационных продуктов на рынке финансовых услуг. Естественно, только с согласия клиента и с соблюдением законодательства по защите персональных данных GDPR.
Как API работает на практике
Клиент планирует взять кредит, но его не устраивают условия обслуживающего банка. Теперь он может воспользоваться услугами финтех-компании, которая проанализирует для него предложения всех банков. Клиент выберет лучшее из них и оформит кредит онлайн, без личного посещения банка. Персональные данные пользователя будут переданы новому банку сотрудниками финтех-компании через API.
Подобрать лучшие условия по кредиту
Сказать, что это значительный прогресс, сложно. Но если его умножить на обороты европейских финансовых рынков, получится впечатляющий эффект мультипликатора. Система идентификации клиента и усиленная защита данных во время их передачи сторонним поставщикам финуслуг дают провайдерам свободу действий. Они получают клиентские данные, которые можно использовать для создания более выгодных продуктов.
Коммерческие банки поддерживают имплементацию Директивы и совершенствуют свои платежные услуги в рамках текущего законодательства. Например, несмотря на вектор развития украинской экономики в сторону безнала, услуга снятия наличных уже получила масштабное развитие и поддержку со стороны ритейла. Весной 2019 года наличные средства можно будет снять не только в банкомате, но и в магазине или на АЗС. Эта инициатива важна в плане развития платежной инфраструктуры для тех потребителей финуслуг, которые проживают в глубинке, где банкоматы встречаются не очень часто. Первыми, кто поддержал данное новшество, стал банк «Восток» и сеть супермаркетов «Фоззи» и «Сильпо». Сейчас к проекту уже подключились MasterCard и Visa, а идеей заинтересовались многие украинские банки. Подобные пункты выдачи наличных — привычная практика для ЕС и США.
Европейский опыт
Регулирование платежных услуг имеет свои особенности в разных юрисдикциях. В странах Балтии оказывать подобные услуги могут компании, которые имеют платежную лицензию. А также кредитные учреждения и поставщики почтовых услуг, которые занимаются переводом средств. Их поведение на рынке и уровень капитала обычно контролирует Комиссия рынка финансов и капитала. Чтобы начать работать, такое предприятие проходит регистрацию в Комиссии, а еще оно должно соответствовать определенным критериям. В этом случае специальную лицензию получать не нужно.
Мальта – юрисдикция, у которой есть чем заинтересовать операторов платежей. Это государство недавно урегулировало вопросы криптоактивов, определив их в категорию цифровых финансовых активов (virtual financial assets).
Кипр также не сдает позиции европейского финансового центра. Учреждения, которые здесь зарегистрированы, относятся к одной из двух категорий:
- компании, деятельность которых регулирует кипрский Центробанк;
- компании, чья деятельность подпадает под регулирование CySEC – Комиссии по ценным бумагам.
Лицензии выдают исключительно юридическим лицам-резидентам Кипра, так как главный офис финансовой компании обязан находиться в стране регистрации.
В странах ЕС уже налажено четкое и детализированное регулирование рынка платежных услуг, поэтому украинскому регулятору достаточно следовать лучшим практикам с учетом локальной специфики. Для развития инфраструктуры национального платежного рынка нужно учитывать «золотую формулу» баланса между интересами бизнеса и потребителя и требованиями безопасности (AML, KYC etc.).
НБУ не раз публично заявлял о своих планах внедрения Директивы: предварительно активная фаза изменений ждет украинский рынок в последнем квартале 2019 года. Некоторые положения Директивы Нацбанк уже применил в существующей нормативной базе. Например, модернизировал процедуру предоставления лицензий НФУ (небанковским финансовым учреждениям) на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов.
Постановлением Правления НБУ N 80 от 17.08.2017 года вводятся требования к:
- анализу структуры собственности лицензиатов;
- деловой репутации лицензиатов;
- репутации руководителей лицензиатов и бенефициаров;
- уровню капитала финучреждений на уровне европейских.
Тем не менее, рынок пока не увидел однозначного проекта «дорожной карты» его имплементации, помимо законопроекта «О платежных услугах и поставщиках платежных услуг».
С большой вероятностью, 2019 год может стать не только годом перехода на IBAN, но и значительного изменения субъектов украинского платежного рынка — в пользу динамического развития финансово-технологических компаний. Также в связи с имплементацией PSD2 и AML4 можно ожидать трансформацию классических банков в «необанки». Поэтому поставщикам платежных услуг следует постепенно готовиться и приводить свою деятельность в соответствие с требованиями, а нам, как потребителям этих услуг, — ждать дальнейших решительных шагов НБУ.