«Минфину» удалось задать несколько вопросов соучредителю «Нова Пошта» Вячеславу Климову и директору «Пост Финанс» Андрею Кривошапко. Они рассказали о планах компании на 2019 год, конфликтах с банками и запуске собственной платежной системы. 

«Минфин»: В прошлом году было много шума из-за иска «Нова Пошта» к Национальному банку Украины. НБУ предоставил Укрпочте лицензию на перевод средств в гривне без открытия счетов и зарегистрировал договоры о ее участии в международных платежных системах. «Нова Пошта» решила оспорить такое решение в суде. Недавно НБУ изменил правила игры. То есть вы победили в этом споре?

Вячеслав Климов: Этот кейс – прекрасный пример того, как Национальный банк идет на диалог с бизнесом. В конце января коллеги из НБУ выпустили постановление, открывающее рынок денежных переводов для всех почтовых операторов. Выиграли все. Клиенты получили больше вариантов у кого покупать эту услугу, бизнес – прозрачные условия игры и честную конкуренцию, НБУ – еще раз подтвердил, что он открыт к изменениям и либерализации.

«Минфин»: Вы довольны финансовым результатом за прошлый год?

Вячеслав Климов: В принципе довольны. Хотя «быть довольным» — это не в нашей традиции. Но в целом это был хороший год, мы хорошо сработали. В 2018 году мы перевезли 174 млн посылок. Это означает рост количества отправок на 20%.

«Минфин»: А на сколько выросла прибыль?

Вячеслав Климов: Мы не публичная компания и имеем привилегию не обнародовать эту информацию. И пользуемся этой привилегией. Будем говорить только о росте в штуках, в количестве перевезенных посылок.

«Минфин»: Каков Ваш прогноз на 2019 год?

Вячеслав Климов: Мы закладываем приблизительно такой же рост, как в 2018 году — на 20%. Мы продолжим расширять сеть, будем добавлять новые сервисы.

«Минфин»: В конце прошлого года «Нова Пошта» стала участником еще одного конфликта. Приватбанк и monobank обвинили компанию в том, что она проводит клиентские оплаты картой в POS-терминалах как перевод средств между картами физлиц. Из-за этого держатели кредиток несут дополнительные расходы. Если оплата проводится за счет кредитных средств, с них снимают комиссию. Удалось ли решить этот конфликт?

Андрей Кривошапко: Во-первых, хочу подчеркнуть, что «Нова Пошта» ничего не блокирует и не берет дополнительных комиссий. Это всё — нюансы ценообразования банков, в первую очередь, Приватбанка. Во-вторых, ничего нового на самом деле не случилось. Сервис Р2Р-платежей работает у нас уже год. Но почему-то вдруг в конце ноября — в начале декабря 2018 Приватбанк начал проявлять активность в этом вопросе. Я не знаю, с чем это было связано.

На данный момент мы договорились: Приватбанк дает возможность клиентам выбрать: хотят они платить с кредитного лимита и при этом нести расходы на комиссию, или не хотят. Клиент может разблокировать кредитный лимит и заплатить. Компромисс найден.

«Минфин»: Как это происходит на практике? Я прихожу с кредиткой, мне нужно перевести наложенный платеж...

Андрей Кривошапко: Да. Вы звоните в контакт — центр Приватбанка и говорите: «Я хочу разблокировать кредитный лимит». Банк его разблокирует, и вы платите. То есть без ведома клиента платеж не произойдет. Его также предупреждают, что ему придется заплатить комиссию. Ее размер зависит от конкретного банка. У Приватбанка это 4%, у кого-то меньше, некоторые банки ее вообще не устанавливают.

«Минфин»: С картами monobank все работает по той же схеме?

Андрей Кривошапко: О monobank не скажу, у нас были переговоры только с Приватом.

«Минфин»: С сентября 2018 года в отделениях «Нова Пошта» начала работать собственная платежная система, которую разработала и внедрила компания «Пост Финанс». Вы довольны первыми результатами?

Андрей Кривошапко: На мой взгляд, это вообще эпохальное событие и для «Пост Финанса», и для всей группы компаний «Новая Почта». Скорость обслуживания у нас выросла в 2,5 раза, что позволяет уменьшить очереди либо вообще их избежать. Также увеличилась надежность программного обеспечения: меньше стало сбоев, меньше простоев, повысилась скорость разработки.

Мы уже стали обслуживать клиентов быстрее. В этом году мы ждем еще полуторакратного увеличения скорости по сравнению с той, которая уже была.

«Минфин»: Будет ли компания работать над расширением линейки финансовых услуг для разных категорий клиентов?

Андрей Кривошапко: Сейчас мы даем клиентам возможность заплатить за товар, отправленный почтой, а также делать переводы, не связанные с логистикой: вы можете прийти в любое отделение «Новой Почты», отправить перевод и получить его в любом из 2,7 тысяч отделений. Так же есть удобный сервис Cash-to-Card, если вы как физлицо продали товар, например, с площадки OLX, вы можете попросить зачислить деньги вам на карточку и даже не приходить в отделение.

Мы планируем добавлять новые платежные сервисы. Например, собираемся предлагать услуги для е-commerce, не связанные с логистикой.

«Минфин»: Какие именно?

Мы планируем запустить сервис так называемой «Безопасной покупки». Он позволит продавцу и покупателю застраховаться при проведении сделок от недобросовестного поведения контрагента. Это услуга по типу той, что сейчас работает на OLX.

«Минфин»: С какими компаниями Вы уже обсуждали этот проект?

Андрей Кривошапко: Пока ни с кем не обсуждали, но планируем выйти с этим предложением где-то через 3-4 месяца. Будем говорить со всеми маркет-плейсами. Думаю, это всем будет интересно. Так устроен рынок e-commerce в Украине, что у покупателей и продавцов не всегда есть взаимное доверие. Сервис наверняка будет востребован.

Еще мы планируем дальнейшее развитие мобильного приложения, а также выход на рынок электронных платежей. Чтобы клиент платил не через мобильное приложение, а через баннер на сайте интернет-магазина.

«Минфин»: Компания не раз заявляла, что намерена двигаться в направлениях cashless и digital. Что за прошлый год сделано?

Андрей Кривошапко: Мы запустили возможность оплаты в мобильном приложении «Нова Пошта». То есть наши клиенты могут сделать платеж, не приходя в отделение, а потом просто забрать посылку. Это, опять-таки, позволяет ускорить процесс — забрать или отправить посылку в одно касание. За прошлый год мы увеличили количество POS-терминалов, сейчас они есть на каждом рабочем месте. Соответственно, выросла доля безналичных операций. Только в мобильном приложении в 2018 году было проведено более 2 млн оплат и оформлено более 10 млн экспресс-накладных.