О событиях, которые происходят в Украине и мире, рассказал в своей колонке на «НВ» специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. Публикуем сокращенный вариант статьи.

Британцы на этой неделе провели очень важное голосование в парламенте, где у них не получилось утвердить соглашение по Brexit, а потом снова не получилось отправить в отставку премьер-министра, которая и предложила им это соглашение. Теперь есть множество сценариев дальнейшего поведения страны, и впервые за долгое время появилась надежда, что властям Великобритании удастся организовать второй референдум. Согласно опросам, после всего бардака последних лет уже 56% британцев хотели бы остаться в ЕС. В общем, уходить по-британски – это теперь прощаться, но не уходить.

Если посмотреть на графики торгов, то больше всего такому развитию событий радовался британский фунт. По фунту референдум ударил почти как Сорос, а ведь он представляет настроение всего лондонского Сити, матерящего как политиков, которые довели ситуацию до референдума, так и британских ватников, проголосовавших за выход.

На другой стороне океана продолжается рост рынков, который впору называть уже ралли, ведь за январь удалось компенсировать все падение декабря. И пусть до максимумов еще далеко, но разговоры о новом глобальном кризисе на фоне устойчивого роста экономики начинают утихать. Индекс S&P500 на утро пятницы составляет 2635 пунктов.

Впрочем, в Вашингтоне сидит человек, который очень старается, чтобы с этим устойчивым ростом экономики покончить. И вот теперь уже месяц длится шатдаун правительства, беспрецедентный в истории. Это не может не отразиться на данных по ВВП. Удивительно, что мы еще пока не слышим о массовых увольнениях чиновников, которым надо что-то кушать и которые не могут каждый день как Трамп заказывать доставку из Макдональдса (за его счет). Тем более ряд цифр из Китая в последнее время говорит о замедлении экономики. Кажется, сейчас идет соревнование, кто кого: то ли Трамп таки добьет мировую экономику, то ли повод для импичмента будет найден. И прогресс есть у обеих сторон.

Украинский сегмент еврооблигаций подхватил волну мирового роста и активно укреплялся последние недели. С минимумом, который мы достигли к концу года, государственные облигации прибавили по 5-6 пунктов. Правда, все еще оставаясь одними из самых дешевых в мире, что привычно для Украины.

Покупки пришли как в суверенный сегмент, так и в варранты, цена по которым уверенно приближается к 60% от номинала. Более того, вереницы нерезидентов снова потянулись на внутренний рынок. По словам НБУ, на этой неделе на первичном аукционе нерезиденты купили государственных гривневых облигаций на $150 млн. Этому помогли и хорошие настроения на рынках, и пару аналитических отчетов крупных банков, которые дружно позитивно посмотрели на гривну, причем не только в рамках сезонных колебаний. Но если в прошлом году заход нерезидентов вызвал резкое укрепление национальной валюты, то в этом году все более-менее спокойно. Возможно дело в том, что в прошлом году на момент захода иностранцев гривня спекулятивно вылетела на 28,8, а в этом году и не думала так падать.

Курс гривни, вопреки всем прогнозам, избежал того самого сезонного обострения и на максимуме доходил до отметки 28,3, после чего вернулся к уже полюбившему ему уровню 28,0. А журналисты развлекаются индексом Биг-Мака, который снова показал, что в Украине почти самые дешевые бигмаки в мире. Многие читают его как указание, что справедливый курс гривни равен 8, однако никто из этих людей не продаст вам доллары по этому курсу. Дешевле, судя по индексу, только в России, но злые языки говорят, что они там замеряли скорее беляши в Челябинске, нежели бигмаки в Москве, а потому чемпионы все же мы. К счастью, нынешнее руководство НБУ относится к этому индексу с иронией.

Заход нерезидентов состоялся на аукционе во вторник, на котором правительство смогло привлечь порядка 9 млрд грн. При этом доминация коротких выпусков и большая потребность в финансировании на этот год говорит о том, что ставки останутся высокими и привлекательными еще долгое время. По украинским меркам долго – это месяцев шесть, потому как после президентских выборов вообще возможно все, что угодно.

Опрос на встрече НБУ с банкирами, финансистами и неравнодушными показал, что больше половины гостей регулятора видят в будущих выборах ключевые риски. И в ближайшие месяцы, пока вся эта вакханалия не закончится, именно под давлением этих рисков и будет жить украинский финансовый мир. Может быть, за исключением рынка акций, который продолжает жить своей жизнью, реагируя разве что на новости о приватизации (кстати, Центрэнерго опять пообещали продать, теперь до марта) и завершив прошлый год лучшим показателем в мире по темпам роста.