О главных вызовах, с которыми наша страна может столкнуться в 2019 году, рассказал на своей странице в Facebook Председатель Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенную версию блога.

В последние дни прошлого года Совет по финансовой стабильности определил три ключевых вызова для Украины в 2019 году: замедление темпов роста мировой экономики и экономик стран-торговых партнеров Украины, корректировка цен на сырьевые товары, повышение процентных ставок ведущими Центробанками мира.

Хочу расширить этот перечень несколькими важными вызовами, в том числе, политическими, которые будут представлять угрозу для Украины в 2019 году.

1. Продолжение и возможное обострение военного противостояния на востоке нашей страны

Этому есть несколько причин:

Историко-культурная. Россия была задумана как империя, поэтому ее политический код предусматривает имперскую агрессивность. Внешняя политика РФ — это политика, которая проводилась во времена Российской империи и Советского Союза, в ее основе лежат автаркия и милитаризм. Необходимость удержания территорий, ранее входивших в Российскую империю и СССР, звучит набатом для российских властных элит. В их понимании единственно эффективным считается прямой контроль. Установить его можно или путем приведения к власти «ручных» правителей, или военной агрессией.

Геополитическая. Один из постулатов геополитики свидетельствует, что Россия как империя нежизнеспособна без Украины, и если Россия потеряет Украину, то лишь вопрос времени, когда Россия прекратит существование. Путин, судя по всему, убежден, что в случае вхождения Украины в ЕС и НАТО дни России будут сочтены. Разве может он такое допустить?

Экономическая. Военный конфликт имеет смысл, если послевоенный мир в результате этого конфликта будет лучше довоенного. Власть России и население, которое ее поддерживает, считают, что постановка под контроль части территории Украины или всей нашей страны принесет им экономическую выгоду. Своеобразная логика в этом есть, поскольку рынками сбыта для неконкурентоспособной по мировым меркам российской продукции могут быть, в первую очередь, страны бывшего СССР.

Россия не перестанет «чувствовать» имперские фантомные боли по утраченным территориям и будет пытаться восстановить над ними контроль. Главная цель России в понимании ее властных элит и большинства населения заключается в том, чтобы сделать невозможным вступление нашей страны в ЕС и НАТО. То есть действия РФ в отношении нашей страны, по логике мышления руководства России, по-своему рациональны. Поэтому стоит расценивать риски продолжения или обострения военного конфликта как достаточно высокие. Особенно в периоды, непосредственно предшествующие выборам президента и парламента нашей страны.

2. Вероятность обострения в акватории Азовского моря и возникновения конфликтов в акватории Черного моря

С точки зрения экономики это может создать серьезные логистические сложности для ключевых экспортных отраслей нашей страны — сельского хозяйства и черной металлургии. За январь-октябрь 2018 года через порт Мариуполь было экспортировано 3,6 млн тонн черных металлов, а через порт Бердянск 0,8 млн тонн сельскохозяйственной продукции. В случае, если произойдет полная блокада Россией мариупольского и бердянского портов, коммерческое судоходство в Азовском море может прекратиться, и негативные последствия для украинского экспорта будут очень серьезными.

Быстрая переориентация экспорта на черноморские порты сдерживается дефицитом локомотивов и грузовых вагонов «Укрзализныци». Не думаю, что возможна длительная блокада украинских портов, расположенных на Азовском море, однако периодически Россия может и, допускаю, будет сковывать их работу. Поэтому необходимо продумывать и реализовывать альтернативные варианты транспортировки экспортных грузов.

3. Зависимость Украины от России в вопросе поставок ядерного топлива для украинских АЭС

Удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на атомных станциях Украины, составляет около 50% общего объема. В Россию мы вывозим и отработанное ядерное топливо. Строительство собственного хранилища ведется, но нет уверенности в том, что оно будет введено в запланированные сроки. То есть у России есть серьезные рычаги и невоенного характера для воздействия на нашу страну.

4. Государственный долг

Согласно данным Минфина на 1 декабря 2018 года, в текущем году Украина должна осуществить выплаты по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга на 150 млрд гривен. Это эквивалентно примерно 5,4 млрд долларов. Сейчас успешное погашение и обслуживание внешнего госдолга напрямую зависит от получения кредитов МВФ и «связанного финансирования» — кредиты Всемирного банка, макрофинансовая помощь Евросоюза. «Профессиональным критикам» МВФ предлагаю сопоставить стоимость заимствований в Фонде с ценой, по которой Украина, с учетом ее экономических и политических рисков, может привлечь деньги на внешних рынках. Для «штатных критиков» Нацбанка замечу — МВФ предоставляет странам-заемщикам кредиты, если они проводят антиинфляционную политику.

Обстоятельства складываются так, что аккуратное выполнение Украиной обязательств по внешнему госдолгу находится в непосредственной зависимости от выполнения Меморандума о сотрудничестве с МВФ. Кстати, отдельные требования МВФ усложняют задачу сдерживания инфляции: приведение тарифов на газ к «импортного паритета» может негативно сказаться на уровне цен в Украине. Но если наша страна нуждается в кредитах МВФ, а сейчас это утверждение бесспорно, то придется выполнять требования Фонда.

Читайте также: В Минфине рассказали, сколько Украина потратит на выплату госдолга

Еще большая сумма — 210 млрд гривен — это платежи по погашению и обслуживанию внутреннего долга в 2019 году. С учетом хорошо налаженного механизма замещения внутреннего госдолга, ситуация с его рефинансированием и обслуживанием не вызывает большого беспокойства. Однако тенденция роста доходности ОВГЗ, которая наблюдалась в 2018 году, вместе с вероятностью увеличения потребности правительства во внутренних заимствованиях из-за «двойного электорального цикла» 2019 года, может увеличить стоимость обслуживания внутреннего госдолга.

5. Поддержание политической стабильности в период «двойных выборов» и обеспечение хороших темпов роста экономики

Прямая взаимосвязь экономического развития государства и уровня политической стабильности в стране не является аксиомой. Однако, многие известные исследователи указывали на эту взаимосвязь в тех странах, которые проходят процесс трансформации. Среди них социолог С. Хантингтон и экономист М. Олсон. Так Хантингтон утверждал, что «страны с более высоким уровнем как социальной мобилизации, так и экономического развития, характеризуются большей стабильностью и миром в политическом отношении. Именно экономическая и социальная отсталость ответственны за нестабильность и, следовательно, модернизация — это путь к стабильности».

Включение страны в хозяйственную систему мира в качестве поставщика сырья и рынка сбыта для транснациональных корпораций обусловливает формирование соответствующей олигархической элиты, власть которой опирается на получение ренты и делает политически и экономически невозможными попытки реализации других сценариев развития экономики.

Поэтому наряду с поддержанием политической стабильности необходимо наконец перейти к решению ключевой макропроблемы — модернизации экономики Украины на основе реиндустриализации. Целью должно быть возвращение нашей страны в мировой клуб промышленно развитых государств. Значение имеют не только количественные, но и качественные параметры экономического роста. Именно благодаря качественным трансформациям — переходу от экспортно-сырьевой модели экономики к индустриальной, Украина сможет добиться повышения количественных показателей уровня жизни граждан на душу населения.