Законопроекты были приняты в первом чтении еще летом. Тогда «Минфин» детально писал о готовящихся нововведениях, в частности, о новой формуле расчета акцизного сбора на иномарки и рекордных штрафах для евробляхеров, которые не узаконят свои авто.
Но после первого чтения основной проект — №8487 — изрядно переписали. Всего в профильный парламентский комитет по вопросам налоговой политики поступило более 90 правок, и часть из них была учтена в итоговой версии закона. Правда, сами евробляхеры остались недовольны, а глава АвтоЕвросилы Олег Ярошевич в знак протеста даже устроил ритуальное сожжение своего джипа. В то же время глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко считает, что закон выгоден для рядовых украинцев.
«Минфин» разбирался, что изменится для евробляхеров и остальных водителей.
Акцизы по-новому
Главное в законе №8487 — новая формула расчета акцизного сбора на иномарки. В первом чтении была принята следующая формула — базовая ставка (50 евро для нового бензинового и 75 евро для дизельного авто с мотором 1 л) умножить на коэффициент объема двигателя (объем в кубических сантиметрах разделить на 1000) и коэффициент возраста (количество полных лет с момента выпуска транспортного средства).
Депутаты составили целую таблицу, из которой было видно, как резко менялся акциз в зависимости от «прожорливости» и возраста автомобиля. К примеру, налоги на 25- летние джипы с 6-литровым движком доходили до 11,5 тыс. евро. За 15-летнее дизельное авто с мотором 2,5 л — а это самая ходовая машина среди евробляхеров — нужно было бы заплатить больше 2,8 тыс. евро. И эта сумма кардинально не понравилась активистам. Как сообщил «Минфину» соучредитель «АвтоЕвроСилы» Александр Чернявский, они лоббировали отмену коэффициента возраста. «Чтобы все авто — и новые, и подержанные — растамаживались по одинаковым ставкам», — пояснил он.
В итоговой версии закона появился третий вариант формулы для акциза. Базовые ставки дифференцировали. Теперь сумма в 50 евро для нового бензинового авто актуальна для моделей с мотором до 3 л, а ставка 75 евро — для дизельных моделей до 3,5 л. Для более мощных бензиновых машин базовая ставка составляет 100 евро, а для дизельных — 150 евро. Эта базовая ставка точно так же, как и в первоначальном варианте, умножается на коэффициент двигателя. А вот третья составляющая — коэффициент возраста — претерпела изменения, хотя и не те, на которых настаивали евробляхеры. Теперь максимальный коэффициент возраста составляет 15. И даже более старые авто, скажем 20-25-летние, станут растамаживать по этому предельному показателю.
«Это удешевляет ввоз откровенного сэконд-хэнда, очень старых машин, и выгодно Европе - ведь теперь она сможет переправить в Украину весь свой автохлам», — говорит Олег Назаренко.
Плюс — можно получить 25-50% скидки на акциз в течение первых трех месяцев с момента вступления нового закона в силу. Таким образом власти хотят заинтересовать евробляхеров в оперативной легализации своих авто.
Скидки на раритет и прожорливые моторы. Все так же дорого для блях
В компании Autoconsulting рассчитали несколько вариантов растаможки иномарок по новой формуле. В качестве примера взяли раритетный автомобиль Jaguar XJ6 1970 года выпуска с мотором 4,2 л. В Европе такой можно купить за 8 тыс. евро. У нас он считается невъездным — не проходит по экологическим стандартам (в Украине действует норма евро-5, а ей соответствуют авто, выпущенные не ранее 2010 г).
Но, если бы его можно было растаможить в нашей стране, то, по существующим ставкам, пришлось бы заплатить около 30 тыс. евро. По новой формуле акциз составит 6,3 тыс. евро, то есть почти впятеро дешевле.
BMW 520 2012 г. выпуска с 2-литровым дизельным мотором стоит в Германии 9 тыс.евро. Сейчас акциз на него 0,267 евро за один кубический сантиметр объема двигателя, то есть примерно 534 евро. Но по новой формуле получается дороже — 900 евро. Выгодно только если растаможить авто в течение льготного периода и получить 50% скидки, тогда получится 450 евро, — подсчитали в Autoconsulting.
Точно так же сомнительная выгода узаконивать евробляхи. Если взять одну из самых популярных среди бляхеров модель — 15- летнюю дизельную Audi A6 с мотором 2,5 л, то ее растаможка будет стоить все те же 2,8 тыс. евро, тогда как евробляхеры готовы платить, по их словам, не более 500 евро, в крайнем случае до 1 тыс. евро.
В то же время для авто с большими моторами новая формула выгоднее существующей. Скажем, для Toyota Land Cruiser 200 с дизельным движком 4,5 л акциз по действующим ставкам составит больше 9,9 тыс. евро. А по новому закону ее можно растаможить за 4 тыс. евро.
Правда, водителям стоит учитывать, что законодатели изменили только акцизы. Остальные налоги — а это 20% НДС и 10% ввозной пошлины остались неизменными. То есть в любом случае придется заплатить не меньше 30% от таможенной стоимости автомобиля.
Возраст — не порок
Существенная новация — приостановка действия в Украине экологического стандарта Евро -5. Обязательство постепенно повышать экологические нормы наша страна взяла на себя в рамках Ассоциации с ЕС. По-хорошему, у нас сейчас должна была бы действовать норма Евро-6, но в прошлом году ее отложили до 1 января 2020 года. А теперь на неопределенное время отодвинули и Евро-5. Формально это сделано для того, чтобы позволить евробляхерам узаконить свои авто, большинство из которых не соответствуют Евро-5. Машины такого стандарта в Европе начали выпускать лишь с 2010 года. То есть авто более ранних лет выпуска были автоматически невъездными в нашу страну.
На первый взгляд, отмена Евро-5 выгодна водителям. Ведь в Европе 10-20 летние авто продаются за копейки. Иномарку можно приобрести за 1-1,5 тыс. евро, и она будет явно лучше наших «Жигулей» или «Ланосов».
Но на практике растаможить такой автомобиль все равно будет дорого. «Придется заплатить 2-3 стоимости самого автомобиля. То есть за машину за 1 тыс. евро — почти 3 тыс. евро растаможки», — подсчитал Александр Чернявский. Тем не менее, даже с учетом таких налогов та же Audi A6 2000 года выпуска за 4 тыс. евро — достаточно неплохой вариант. К примеру, на AutoRia за такую же просят около 5,3 тыс. евро.
Как это будет работать
Сейчас оба закона — 8487 и 8488 — отправлены на подпись президенту. Завизирует ли он эти документы — пока неизвестно. «АвтоЕвроСила», к примеру, будет добиваться президентского вето. А вот в ГФС уже разъяснили, как новые законы будут работать на практике.
Как сообщили в пресс-службе этого ведомства, «предусматривается введение Кабмином ременного порядка, согласно которому в течение 180 дней с момента вступления закона в силу будут осуществляться таможенные формальности в отношении легковых автомобилей, находящихся в таможенных режимах временного ввоза или транзита». Если говорить проще, налоговики надеются растаможить все евробляхи (а их в Украине, по самым скромным подсчетам, не менее 500 тыс.) за ближайшие полгода.
Кстати, власти даже пошли навстречу бляхерам в вопросе выезда на границу. Если следовать международному законодательству, чтобы узаконить евробляху в Украине, на ней сначала нужно выехать по месту регистрации в одну из стран ЕС, там снять авто с учета и оформить договор купли -продажи. Только после этого можно претендовать на украинские номера. Вся эта процедура стоила бы не менее 1-1,5 тыс. евро, а в некоторых случаях пройти эти этапы и вовсе нереально — многие фирмы -посредники, на которые были оформлены бляхи, попросту закрылись. Но выбран некий средний вариант — легализовать евробляху можно без выезда за границу, если у владельца есть на руках договор купли-продажи. Эксперты не исключают, что появится масса посредников, которые будут штамповать такие договоры по сходной цене.
Но нюансы все равно остаются. «Юридически непонятен вопрос процедуры легализации, так как для этого нужно иметь на руках пакет документов, соглашение о купле-продаже. Сейчас фактически по всем машинам найти собственника нереально, а тем более получить от него документы. Плюс для этого нужно будет выезжать за границу. Для этого в законе есть сноска о том, что порядок разработает КМУ», — пояснила руководитель налоговой и таможенной практики юридической фирмы «Мисечко и партнеры» Юлия Демиденко.
Она также уточнила, что закон 8487 предусматривает 180 рабочих дней для совершения растаможки. Первые 90 дней действует скидка на акцизный налог в размере 50% для авто (что чревато тем, что сразу хлынет поток таких авто). В оставшиеся 90 дней „льготного“ периода ставки станут полными, но штрафы за нарушение сроков пребывания накладываться не будут. Тем, кто не успеет уложиться в эти сроки, придется на практике ознакомиться с нюансами другого нового закона — №8488. Он предусматривает рекордные штрафы для нарушителей таможенного законодательства — до 170 тыс. грн. с конфискацией транспортного средства.
Константин Сопрыкин